Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка. Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним10 ноября 2014 г.

    «Видишь огни фонарей и тысячи пестрых вывесок? Мы живем в умирающее время, а в этом городе все еще клокочет жизнь. Мы оторваны от всего, у нас остались одни только сердца. Я был где-то на луне и теперь вернулся… И ты здесь, и ты – жизнь… Люди любят друг друга, и в этом – все! Это и самое невероятное, и самое простое на свете… Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть…» Триумфальная арка

    Короткая передышка между двумя войнами. Старая Европа замерла в ожидании, пытаясь забыться, внушая себе, что все еще можно предотвратить. Пуганая, недоверчивая надежда и самообман тех, кому есть, что терять. Печальная безысходность тех, кто уже все потерял, кто уже со всем примирился - тех, кому просто некуда бежать. Кто-то, как Жоан торопится жить, торопится надышаться, натанцеваться, побыть счастливым. Кто-то, как Равик, пережив много горя, умудренные опытом, живут только ради какой-то единственной, несбыточной или далекой цели, а может быть, просто по привычке.

    «А над всем этим муравейником жизни, безмолвно возвышается Триумфальная арка, видевшая Париж в зените славы его побед, а теперь готовящаяся стать свидетелем его поражения.» (с) Триумфальная арка

    А как много всего может случиться за одну ночь?! Могут пойти прахом надежды. Или могут сбыться самые сумасшедшие мечты.

    «До сих пор не понимаю, как все это случилось. Мне обязательно нужно кому-нибудь рассказать все. Здесь я никого не знаю. Все повторится еще раз, пока я буду говорить. И может быть, я пойму. И может быть, оно останется. Мне нужно хотя бы еще раз...» (с) «Ночь в Лиссабоне»

    Это – исповедь человека, который потерял всё. Одна ночь – история жизни, рассказанная случайному встречному, одна ночь, в которой он боялся остаться один. Можно сказать, история одной любви, одной жизни. Длиной в одну лиссабоновскую ночь. Это его тоска, это его потерянность в мире, где мы, по сути, всего лишь мушки: «… и потом уже рассмотрел, что это был кусок янтаря, в котором находилась красивая мушка; она попала туда тысячи лет назад и превратилась в камень. Я взял ее себе и сохранил – крошечную мушку, застывшую в мгновение смертельной борьбы в клетке из золотых слез, которая сохранила ее, в то время как другие, ей подобные, были съедены, замерзли и исчезли без следа.»

    Любовь на фоне конца света - таковы оба эти романа. Война наступает на героев, гонит их из родной Германии, заставляет прятаться и отказаться от всего. Любовь в таком нестабильном мире - яркая и недолгая. Ей нет дела ни до чего вокруг, поскольку в мире царит хаос и разрушение. Любовь, ненависть, дружба - громкие слова, суть которых понимаешь, когда другие точки опоры потеряны. Если завтра любая неосторожность грозит лагерем, герои Ремарка хотят острее ощутить красоту сегодняшнего вечера. Кальвадос, женщина, сумерки - больше заботиться не о чем.

    "Хороший конец бывает только тогда, когда до него все было плохо. Уж куда лучше плохой конец." Триумфальная арка

    4
    176