Рецензия на книгу
Собрание сочинений. Том 4. Униженные и оскорблённые
Ф. М. Достоевский
Аноним9 ноября 2014 г.О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!Второй роман великого писателя, к которому он приступил в 1860-ом году, а в 1861-ом он был издан в Санкт-Петербурге, и еще два раза переиздавался до смерти Достоевского. И опять же, затронута одна из самых рвущих душу проблем: отношения отцов и дочерей. Гордость отца, растоптанная грехом дочери. Грех, в данном случае, представлен Достоевским в образе любви и женщины, имеющей право на эту любовь.
Две сюжетные линии, две извилистые тропы, одна из которых ведет к драматическим событиям в семье Ихменевых, вторая же - к трагедии Смитов, настолько глубокой, что невозможно всмотреться в эту бездну без содрогания.Наташа Ихменева и ее безграничная любовь к Алеше, и все вытекающие из этого русла, последствия, причиняют немало горя и печали ее семье. Но это печаль несет в себе смирение, в некотором роде, даже некую терпимость к необдуманному шагу девушки. Образ Наташи полностью прорисовывается через ее эмоции, психологическое состояние и ее душевные порывы. Диалоги, посредством которых отлично удается составить полноценную картину о переживаниях и кризисе девушки, кризисе-тупике, в который она себя загнала. Ее любовь - это тот же дурман, зависимость от которого с самого начала была неизбежна. Да, возможно, она жертва. Но больше жертва эгоизма собственницы, нежели жертва обстоятельств.
А вот кто истинная жертва Рока, так это Нелли, внучка Иеремии Смита - человека, чье земное существование завершается смертью под забором, приравненной автором к метафорам вроде собачья жизнь собачья смерть... Страшная судьба убитого горем, отца. Страшная невысказанной любовью, непрощением, озлобленностью и отчаянием, которые так и не нашли выхода, умертвив душу, пока человек жил, и ушли вместе с ним, когда он умер. Осталась Нелли, 13-летняя побитая жизнью, нищенка, болезненно-худая и бледная, шарахающаяся от людей, как от чумы, недоверчивая, очень рано повзрослевшая от пережитых мук.
По мнению доктора филологических наук, литературоведа Л. П. Гроссмана, на создание образа Нелли, Достоевского вдохновила Флер-де-Мари (Эжен Сю "Парижские тайны") - проститутка и крепостная служанка, которая несмотря на все удары судьбы, сумела сохранить в себе благородные черты характера. Второй вдохновитель Достоевского - это Диккенс и образ Нелл из "Лавки древностей" (кстати, более близкий и похожий). Ребенок, на чьи плечи ложится невыносимо тяжкий груз испытаний, воспитавших в ней взрослого человека гораздо раньше, чем позволял возраст. Но, если присмотреться к характерам и жизненному пути всех троих, то Нелли Достоевского - это сама Трагедия с огромными черными глазами, словно, устремленными в саму Смерть, в глубине которых отражается сильнейшая ненависть, жажда справедливости и непоколебимая гордость. Ребенок, мыслящий как взрослый, чего нельзя сказать ни о Флер-де-Мари, ни о Нелл...И самое главное Зло и причина страданий многих людей - это "сиятельная сволочь" князь Петр Валковский, утративший человечность вместе с душой. Он - разрушитель и преступник, убивающий своеволием и желанием отметить свое превосходство над всем и вся. Распутник и провокатор, для которого нет ничего, что можно было бы считать святым.
Я люблю значение, чин, отель; огромную ставку в карты (ужасно люблю карты). Но главное, главное — женщины… и женщины во всех видах; я даже люблю потаенный, темный разврат, постраннее и оригинальнее, даже немножко с грязнотцой для разнообразия.Это признание князя Ивану Петровичу, рассказчику, посредством которого ведется повествование. На первых порах он восхищался князем, его напускным благородством и важностью. Но чем дальше, тем больше он разочаровывался в своих иллюзиях, и наконец, утвердился в мысли, что князь так же далек от понятия человек, как и все ползучее и мерзкое на этой земле.
Он производил на меня впечатление какого-то гада, какого-то огромного паука, которого мне ужасно хотелось раздавить.Достоевский прорисовал очередную социально-психологическую драму с темными тайнами и мистикой, с проблематикой, которая злободневна и больна даже сейчас, в 21-м веке. Он воссоздал ярчайшие характеры, умеющие "говорить" без слов, тем самым открывая перед читателем створки "в закулисье" каждого из образов, и неважно - это собака Азорка или князь Валковский... Впрочем, ни к чему мне обо всем этом рассказывать в лишний раз. Достоевский - это Достояние, Кладезь и Богатство нации. Нужно просто брать его охапками, с жадностью... с одержимой жадностью.
38172