Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц
Айрис Мёрдок
Аноним9 ноября 2014 г.Честно скажу, единственная причина по которой я взялась читать этот талмуд (шутка ли, 1200 страниц в ридере) заключается в моем желании прочитать опять об отношениях мужчины и женщины с большой разницей в возрасте.
Хотя у Мердок разница достигает тридцати восьми лет (куда уж я со своей "четвертью века"), что немного отталкивает уже с самого начала.Нет, вы серьезно? Ему 58, а ей 20?! Ну это же ни в какие ворота, да сразу же понятно, что ничего не выйдет.
Выше мои мысли, когда я узнала сюжет. Другое дело, что Мердок сей странный сюжет раскручивает... не то чтобы оригинально, но все же я ждала окончания, лишь бы поскорее узнать, по какой именно причине "ничего не выйдет".
А вообще, мне не понравилось. Во-первых, пока читала роман от лица Брэдли, мне не переставало казаться, что читаю роман от лица женщины. Ну, не так думают и пишут мужчины! "Затея не удалась, за попытку спасибо", что называется. Во-вторых, мне не понравились герои. Совсем. От некоторых так вообще слегка подташнивало. Впрочем, думаю, так и было задумано. В-третьих, вся любовь Брэдли и Джулиан длилась четыре дня, и я не верю в это. Несколько раз в романе появляются фразы типа: "значит, вы не любили", "наверное, вы не влюблялись", "вам не понять, если вы не любили" и пр. В моем случае, как раз наоборот. И все же - не верю.
Да и книга эта вовсе не о любви престарелого мужчины к молоденькой девчонке. Неа. Тут речь об искусстве, о литературе, о персональном "кресте". Если угодно, то скорее о зависти, чем о любви.
Я со своей пещерной наивностью и доверчивостью ко всему миру поверила (на первых порах), что Брэдли любит Джулиан, а Джулиан любит Брэдли. На самом деле Брэдли любит собственное чувство, дарующее ему возможность снова творить, а Джулиан... У нее это, похоже, очередной каприз.
Джулиан не вызывает интереса. С чем возникает вопрос: а собственно чем она привлекла Брэдли? И есть ли вероятность, что на ее месте могла быть любая другая девушка? Просто раз уж есть Рейчел и Арнольд, а у них есть дочь, то вот пусть она и будет, зачем вводить новых персонажей?
(Прочитав "Черного принца" и "Голубого ангела" я задаюсь вопросом: в истории мировой литературы было ли более-менее нормальное описание отношений с большой разницей в возрасте? Ведь мало того, что разница в возрасте от 20 до 40 лет, так писателям нужно еще героев сделать чокнутыми психами)
Может, только для женщин важно, чтобы мужчина был, как минимум, интересным? А мужчинам важно что-то другое? Поэтому Брэдли влюбляется в Джулиан, и ему плевать на посредственность своей возлюбленной.
Вы вообще можете представить, чтобы женщина влюбилась в посредственного мужчину, думая о нем именно так? Да ведь нет же! Для нее он будет обязательно чем-то особенным, именно поэтому она влюбляется в него.
Насчет искусства. Любому дураку, далекому от искусства понятно, что прав все же Брэдли Пирсон, а не Арнольд Баффин. Всегда будет важнее качество, а не количество. Всегда важнее добиться совершенства, а не высокой производительности. Но есть люди для которых литература - призвание. А есть "профессиональные писатели". Многие ходят на работу, которая не является их призванием, но они же ее выполняют - плохо, хорошо, какая разница вообще? Платят - и ладно. Так и здесь. Для Арнольда его писательство - работа, а для Брэдли - призвание.
Другой вопрос, кто из них талантливее. Я тоже когда-то считала, что литература - мое призвание (потом все же спустилась с небес на землю), но это не делало меня автоматически талантливой. Как и не делает Брэдли.Впрочем, я не буду утверждать, что Арнольд Баффин талантлив (или что неталантлив). Скажу одно: его творчество было нацелено на массового потребителя. Заранее нацелено, а не "так вышло".
А послесловия получились забавными. Учитывая, что все, включая Фрэнсиса, утверждали, что именно в них и был влюблен Брэдли. Именно поэтому не хочется им верить - Рейчел, Фрэнсису, Кристиан. Хотя после их слов, думаешь: а можно ли верить Брэдли Пирсону?
«...это была любовь, неподвластная словам. Его словам, во всяком случае. Как художник он потерпел неудачу» - так Джулиан, будучи уже не двадцатилетней девчонкой, а замужней дамой-поэтессой, отзывается о любви Брэдли к ней и о собственной любви к нему. И опять же, речь не о любви, а об искусстве.
Кто вообще кого любил и любил ли? Всем персонажам было бы лучше, если бы они читали книги, писали книги, обсуждали книги и пр., а не пытались взаимодействовать друг с другом. Такая у них неразбериха вышла, аж с души воротит.
Вся книга как памятник "вечным отношениям" длиной в две недели, если не меньше. После таких книг, хочется помучить собственную память: а читала ли я хоть раз подлинную историю о любви? Любви между мужчиной и женщиной, без примесей. А то все любовь к искусству, к богу и черт знает к чему. В общем, о любви великой, с большой буквы "л" и всякое такое.
Подумаешь так, подумаешь и поймешь: а на кой черт писателям писать о такой чепухе?
Но все же со стороны А. Мердок некрасиво было смешивать любовь к женщине и любовь к искусству. Надеешься, значит, на одно, а получаешь черт возьми что. И сбоку шекспировский Гамлет.
8170