Рецензия на книгу
Монах
Метью Грегори Льюис
Аноним8 ноября 2014 г.Непуганому читателю начала девятнадцатого века роман, возможно, и казался апогеем ужасного и непознанного. Разбойники, монастыри, яды, демоны и фигура дьявола в финале должны были поразительно воздействовать на впечатлительных барышень и вызвали в свое время немало обмороков. Однако современному человеку после телевизионных страшилок и маньяков, после привычных триллеров и ужасов нашего времени "Монах" - сказка на ночь.
Готика прелестна тем, что до последнего не знаешь, получат ли события рациональное объяснение. При желании "Монаха" можно было закончить во вполне реалистическом ключе, что, пожалуй, было бы даже страшнее с психологической точки зрения. Жестокость человеческая всегда страшнее жуткой байки о призраке, указующем на часы. Но это опять же взгляд современного человека, трезвого реалиста.
Льюис, пожалуй, сделал все от него зависящее, чтобы угодить капризному читателю. В книге собраны все традиционные сюжеты, которые впоследствии будут неоднократно использованы творцами. Тут вам и история с домашним привидением, и кровожадные разбойники, и трагическая любовь с множеством преград, и мстительная завистница с наемными убийцами, и любовь чистой девушки к благородному юноше (с первого взгляда, разумеется), и совращение монахини, и сделка с дьяволом (пергамент и кровь в комплекте), и история искушения чистого на первый взгляд юноши, и выпитый яд с последующим пробуждением в склепе, и...чего еще изволите? Счастливый конец после всех мучений и наказание всех злодеев? Пожалуйста, всё уже исполнено. И вот довольный читатель хлопает в ладоши и отправляется спать, успокоенный благополучным финалом повествования.
Всего этого, вероятно, хватило бы нервным барышням прошлого, но этого слишком мало (или слишком много) для современного читателя. Так, роману откровенно недостает глубины и психологизма. Герои словно картонные куклы из театра теней, они не меняются на протяжении всей книги. Даже непосредственное падение монаха Амбросио показано лишь внешне, но ни капли не затронуло его внутреннего мира. На каждого персонажа можно смело наклеить пару ярлычков с доминирующими качествами, и это будет единственной их характеристикой, к которой, по большей части, и не придется ничего добавлять: Лоренцо смел и благороден (причем довольно сложно сказать, в чем заключается это благородство), Антония наивна и непорочна (и поэтому идеал, ведь за все время думать ей ни разу и не пришлось), Матильда соблазнительна и коварна (ну этому хотя бы есть объяснение), Амбросио честолюбив и похотлив (буквально с первых сцен романа), Агнеса верна и терпелива (хотя временами поражает своей логикой). Два-три штриха - и готов характер, а жизнеподобия от героев и не требуется, если считать их декорациями для страшной сказки.
Отдельно хочется упомянуть финал, достойный бразильского сериала. Все влюбленные воссоединены (даже косая рыжая Леонелла наконец замужем!), все печальные утешены, все злодеи наказаны. Для наказания Амбросио автору даже стало мало инквизиции, и он задействовал в финале Дьявола собственной персоной. Вот тот образ, что не разочарует требовательного читателя - как всегда предупредителен и услужлив, хитер и ловок, любой каприз за вашу душу, только будьте осторожны в своих желаниях.
Читайте в договоре даже то, что написано мелким шрифтом.Описана эта замечательная история очень живым языком в духе приключенческих романов. Никаких занудств и нравоучений, но много-много пафоса, охов-вздохов, воздеваний рук к небу и обмороков. Все девицы прекрасны (а монахини особенно!), все юноши отважны (даже вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения). Спасибо Льюису - напугать не напугал, но повеселил на славу.
43213