Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
Catty26087 ноября 2014 г.Каждый день по дороге на работу в глаза бросаются ярко красные цифры обменного пункта: курс доллара и евро растет, причем достаточно стабильно, а цифры на табло становятся все выше и выше. И, проходя мимо, я невольно вспоминаю Ремарка. Да, сейчас не время послевоенных кризисов, Великой депрессии или тяжелых 90-х, о которых я не могу судить по собственному опыту, но это, по моему мнению, не мешает мне понять всю тяжесть и непредсказуемость инфляционных периодов в экономике. Если даже повышение евро на 15 рублей вызывает столько дискуссий, переживаний и изменений в планах людей в обществе, я бы не хотела стать свидетелем крупной девальвации, как та, которая описана у Ремарка.
Книги Ремарка специфичны по атмосфере, которую пытается создать в них автор: они в меру реалистичны, с налетом какого-то темного и гнетущего романтизма, усугубляемого алкоголем, болезнями или нищетой, а часто и всем вместе. И "Черный обелиск" не является исключением.
Дело в том, что человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет или они существуют лишь в зачаткеРемарку удивительным образом удается сочетать голод, нищету, смерть с красотой, возвышенностью и цинизмом. Возвышенные представления одних героев почти всегда разрушаются реализмом и цинизмом других, при этом открывая две стороны взглядов и характеризуя героев. Людвиг молод, но уже многое испытал на личном опыте; он имеет почти на все свою точку зрения, но не имеет четкого представления о реалиях жизни. По сути, также как и Людвиг, почти каждый герой живет в своем эфемерном личном пространстве: Георг, Генрих, Эдуард, Лиза и многие другие. Создается ощущение, что все они - люди потерянного поколения - уже не стремятся как-то усовершенствовать свою жизнь, лишь стараются приспособиться к изменяющимся условиям, не изменяя себя. Каждый из них по-своему бежит от реальности, верит в то, во что хочет верить. Ремарк прямолинеен, по-своему романтичен и обворожителен; он способен вызвать восторг и грусть в одном предложении, овеять ореолом романтичности даже смерть. Наверное, мне надолго запомнятся умершие близнецы, для которых был необходим совместный гроб, супруги, повесившиеся в шкафу, так как за неуплату долгов газ (самый распространенный способ самоубийства) им уже отключили или же обмен покойниками между тремя кладбищами.
Смерть и любовь - это две темы, которые всегда можно встретить у Ремарка, наряду, конечно, с алкоголизмом в огромных количествах.
Разве могут сохраниться в человеке глубокое изумление, благоговение, страх перед смертью, если приходится расценивать ее по кассовым чекам или по стоимости памятников?И всё же у Ремарка это отношение сохранилось: смерть, как и любовь, он описывает как нечто неизведанное, фатальное, тянущее на дно, будь то огромная яма, в которой покойник находит свое последнее пристанище, или глубокие закоулки души, скрывающиеся от дневного света тайные чувства и мысли. И как мастерски он смешивает в отношениях Людвига и Изабеллы эти два понятия: любовь и смерть, причем как два слова по отдельности и ни в коем случае не словосочетание, но слова взаимосвязанные и такие близкие. Любовь, связанная с безумием, иногда грустью, тоской, отчаянием, нельзя сравнить с дневным светом или восходом солнца. Она скорее похожа на яркие, кричащие краски заката и наступающую за ним непроглядную тьму. В этой тьме живут чудовища фантазий, слышатся голоса немых предметов, а яркую луну можно выпить из стакана.
Все-таки Ремарк в чем-то завораживающе прекрасен и реалистичен одновременно. Он, вероятно, не ставил перед собой задачи рассмотреть проблемы инфляции и нищеты, ею вызываемой, но скорее постараться описать реальность со своей точки зрения.
Деньги нынче может заработать почти каждый, а вот сохранить их стоимость - почти никтоИ вся эта экономическая ситуация описана через доступные образы: обесценившихся талонов на обед, пенсий инвалидов, нехватки денег для покупки одежды. И фоном всего этого выступает небольшая контора по производству и продаже надгробных плит и памятников. И черный обелиск, который долгое время являлся основным атрибутом непроданных свидетелей смерти. А сколько реальности и иронии заключено всего в нескольких страницах последней главы, которые как жирная линия подводят итог и четко отделяют живых от уже ушедших.
522