Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
Midnight_Phoenix21 мая 2024 г.После прочтения этого романа становится понятно, откуда вырастают Гора и Фаустус (я пошла в обратном порядке, да), и если оценивать его как дебютной, да еще в придачу написанный 23-25-летним молодым человеком, то можно сказать, что роман — хороший, крепкий, основательный.
Он действительно продуман (по-крайней мере, по большей части), здесь неплохие персонажи, есть лейтмотивы и закольцованность, а «историю гибели» можно отследить хотя бы по зубам: с каждым новым поколением проблем с зубами у представителей семейства все больше.
В тексте все это увядание/вырождение семейства прячется за праздной суетой, банкетами, описаниями блюд, шляпок и досуга. Будничность описана подробно и обстоятельно и изредка, для контраста, перемежается описаниями смерти и разложения. Здесь много сцен похорон, размышлений у гроба, рассуждений на тему жизни и умирания.
Роман по своему ироничен, но ирония эта горькая: все начинается с новоселья, а заканчивается камерной сценой застолья с последними представителями рода, который уже никогда не будет продолжен. Тони, один из центральных персонажей, вынуждена теперь существовать с мыслью, что в их прежнем (теперь проданном) доме ныне живут ее «враги» — Хагенштремы.
Казалось бы, при таких составляющих роман должен быть как минимум выше среднего, но этого не случается. Как по мне, здесь такая же беда, как и Волшебной горе: ты читаешь внимательно (даже вежливо, с уважением), но при этом совсем не вовлекаешься и не сочувствуешь.
Нам показали целых четыре поколения (ну, три, ладно), но мне ни к кому не удалось привязаться или хоть как-либо откликнуться. Род Будденброков угас? Да и бог с ним. Я вряд ли буду возвращаться мыслями к тексту и рефлексировать над ним. История довольно простая и понятная, но также — история очень пресная и для меня театральная.
Манн не просто рассказывает нам историю. Он рассказывает историю, зная, что его слушают, и потому «старается» и рисуется.
Здесь я говорю о поведении персонажей, которое порой напоминает детское кривляние, ненатуральные диалоги (люди действительно вот так разговаривали?) и присутствии некоторой доли пафоса. Особенно эти элементы заметны в самом начале романа, после — слава богу — текст действительно становится взрослее и лучше.
И понятно, почему так произошло. Сложно в 23 года описать и прописать то, что сам еще не пережил, когда эмоционального и жизненного опыта сильно не достает, зато юношеской вдохновенности и максимализма — в избытке. Сам Манн, когда ему за этот роман дали нобелевку (спустя 30 лет после публикации), удивлялся и даже возмущался — и правда, Будденброки были написаны во многом другим человеком. И в то же время, вот они — ростки, которые взойдут много позже.
Здесь вам и смакование болезней, и темы смерти, и даже музыка. Спасибо, что про концепцию времени мы рассуждать не начали. К сожалению, все эти темы были слишком топорно интегрированы в диалог персонажей и выглядели как-то неприкаянно. У меня даже закралось подозрение, что у Манна не было друзей и ему просто не с кем было обсудить все интересующие его темы, поэтому он отдыхал на персонажах.
Подводя итог: мне все еще хочется прочитать Смерть в Венеции и Марио и волшебник (чтобы попробовать малую прозу), но пока я с автором завязываю. И совет, о котором никто не просил: если вдруг думаете, что бы почитать у Манна, берите сразу Фаустуса. Да, его может быть тяжеловато читать, но вы и получите несравнимо больше.
P.S. Лучший диалог во всех этих Будденброках, который смерть как меня развеселил, это разговор отца и сына, где отец, почтенный глава семейства слегка за сорок, спрашивает своего 12-летнего сына, после его просьбы о второй порции десерта:
- А ты любитель хорошей жизни, да?
И его сын отвечает:
- Да.Содержит спойлеры10226