Рецензия на книгу
Исповедь «неполноценного» человека
Осаму Дадзай
Аноним21 мая 2024 г."Я мог поверить в ад, но в существование рая не верил"
Беспросветная безнадёга, опустошение, слабость... Пока пыталась начать что-то писать про это произведение, на ум шли лишь подобные слова. Из простого читателя ты превращаешься практически в живого свидетеля того, как человек катится в пропасть, игнорируя любые попытки выбраться, начать бороться за себя и своё счастье.
Да, это книга о человеке, который сдался, даже не успевши толком начать что-либо. О человеке, потерявшем все смыслы и не нашедшем в себе силы выстраивать их самостоятельно. О слабом и глубоко несчастном человеке, прячущемся за тысячами масок в надежде хотя бы казаться кем-то нормальным. И не потому что хочется, а потому что так, вроде как, надо. "Главное – заставлять людей смеяться, и тогда им не особенно бросится в глаза мое пребывание вне того, что они называют «жизнью»."
Это далеко не первое произведение о герое с суицидальными наклонностями (привет Мураками), но впервые для меня настолько гнетущее. В отзывах люди условно делятся на два лагеря: "понимающие и сочувствующие" и "испытывающие раздражение, омерзение и осуждение". Я же пока читала будто бы находилась в прострации. Мне не было жаль героя, но и не могу сказать, что он меня не раздражал... Я просто приняла это как какую-то данность, такую же безнадёжную, как и его мысли. Думаю, не стоит читать эту книгу, будучи в нестабильном эмоциональном состоянии. Хотя, с другой стороны, полностью понять её сможет лишь тот, кто хотя бы однажды сталкивался с этим сам или через своих близких. Сработать она может по-разному: и как катализатор, который только усугубит и без того подавленное состояние, и как раскрывающий глаза тормоз, который не даст упасть до уровня главного героя.
При том, что герой осознаёт свою "неполноценность", ему очевидна также и "ущербность" общества, нашего мира. "Вот почему люди, чтобы выжить, не могли придумать ничего лучше, кроме как перегрызать друг другу горло. На словах ратуют за что-то великое, но цель усилий каждого – «я» и снова «я». Проблемы общества – это проблемы каждого «я», океан людей – не общество, это множество «я»."
Копаясь в рецензиях, я обратила внимание, что некоторые обращаются к оригинальному названию произведения – 人間失格, но не заостряют на нём внимания. Полезла разбираться: вторая часть, 失格, переводится как "дисквалификация", а 人間 — значит "человек" (в окраске human being), но в буддизме также имеет значение "human world", "human society". То есть, речь может идти как об утрате человечности индивидом, так и о неполноценности общества в целом, что и фигурирует в качестве лейтмотивов произведения. Мне показалось интересной эта двойственность, ведь автор так до конца и не даёт понять, на ком в большей степени лежит ответственность: на обществе, продуктом которого становятся люди, подобные главному герою, или же дело в самих людях, из которых потом и складывается такое общество... Это как курица или яйцо. Хотя я склоняюсь к тому, что Дадзай одинаково устал и от "я" и от всяческих "мы"
Не слишком меня удивило, но всё же задело, что произведение это автобиографично... Ещё большую тяжесть я почувствовала, когда узнала, что оно стало точкой не только в карьере писателя, но и в его жизни: он покончил с собой даже не дождавшись полной публикации повести. Так что это очень личный текст, что, в общем-то, чувствовалось при прочтении.
Напоследок скажу, что произведение маленькое, на один вечер, так что можно прочитать, если заинтересовало по описанию)
121K