Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Prophet Song

Paul Lynch

  • Аватар пользователя
    Dikaya_Murka20 мая 2024 г.

    Хроники пикирующей реальности

    О том, как жизнь катится ко всем чертям - так, в общем, можно описать эту книгу. Хотя, наверное, настоящая художественная и философская ценность заключается в том, что жизнь в этой истории сначала как раз не катится. Тут мастерски пойман неуловимый момент, точка бифуркации, когда она сперва незаметно кренится в сторону ненормальности, настолько незаметно, что больше сомневаешься в собственном восприятии, чем в том, что происходит что-то неправильное. Это как в поезде - в первые секунды невозможно понять, твой состав тронулся или все таки соседний. В этом состоянии хрупкого равновесия, которое на самом деле равновесием уже не является, балансирует главная героиня.

    У Айлиш четверо детей, карьера в научной лаборатории и муж, который руководит профсоюзом учителей. Время тревожное, правительство страны пытается преодолеть кризис, поэтому когда на пороге дома Айлиш появляются полицейские и начинают расспрашивать о муже, его коллегах и готовящейся общественной акции, это неприятно, но не из ряда вон. И мысли о том, чтобы затаиться и не ходить ни на какие акции, хоть и появляются, но тут же отметаются, как абсурдные.

    А потом мужа Айлиш арестовывают.

    А потом для 16-ти летних парней объявляется военный призыв.

    А потом ее старший сын присоединяется к повстанческой армии.

    А потом Айлиш увольняют с работы.

    А потом возникает дефицит продуктов и перебои с электричеством.

    А потом на улицах города начинаются бои и дома рушатся от летящих в них снарядов.

    А потом погибает средний сын Айлиш.

    И вот только потом у Айлиш появляется решимость покинуть страну.

    Многие рецензенты отмечают эту книгу, как чрезвычайно актуальную именно в нынешнее время, мол, она созвучна контексту эпохи - демократия в опасности, автократы поднимают голову, тоталитаризм дышит в затылок. Но для меня это книга вне времени и эпохи, это книга о человеческой природе, о наших внутренних границах нормальности и о том, насколько они пластичны или же нет. В какой момент принимается решение? Насколько плохо должно стать, сколько и кого требуется потерять для того, чтобы пройти точку невозврата? Насколько крепки узы, привязывающие нас к нашей жизни, которая давно уже превратилась в призрачное прошлое. Пример Айлиш показывает, что требуется достаточно. И очевидные причины бежать и спасаться часто оказываются совсем неочевидными. Бежать трудно. Бросать - трудно, даже если на первый взгляд кажется, что ничего не осталось. Ведь всегда остается главное - память о прежней жизни и неистребимая надежда на то, что она обязательно вернется.

    А что до причины, так она всегда где-то рядом. Госпереворот, война, природная катастрофа - выбирай любую и еще десятки других. Про это Пол Линч пишет кратко и очень метко:


    «… мир снова и снова кончается в одном месте, но не в другом, и конец света - событие местного значения, конец света приходит в вашу страну, навещает ваш город, стучится в вашу дверь, но для других он лишь смутное предостережение, строка в новостях, эхо событий, вошедших в фольклор…»

    И единственное, что на самом деле имеет значение - это то, как ты этот конец света переживешь.

    14
    517