Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Содом и Гоморра

Марсель Пруст

  • Аватар пользователя
    Aurelia-R19 мая 2024 г.

    На 4 том ушло четыре месяца ( с февраля по май).

    Наверняка Пруст был знаком с основами марксизма, так как показывает влияние "общественного бытия" на сознание героя. В предыдущих томах юноша активно рвется в светское общество, попадает в самые снобистские кружки, разочаровывается в аристократии, но все равно аккуратно посещает вечера, балы и чаепития, воображая себя сторонним наблюдателем. Увы, пошлость светской жизни захватывает его целиком. Параллель со Сваном проявляется отчетливее. От великолепия герцогини Германтской герой опускается до пошловатого "кружка" Вердюренов, перенимая все дурные привычки. Он по примеру окружения презирает беднягу Саньета, лавирует между противоположными группками, принимает старых друзей исключительно по расписанию. Пруст несколькими штрихами демонстрирует важность молвы и подражания. Где-то решили, что наш герой - умный воспитанный юноша, поэтому его на перебой приглашают во все дома. Родная буржуазная среда практичнее и прозорливее, тамошние дамы смотрят на паренька без розовых очков и считают его глуповатым бездельником (кем он и является).

    В некоторых моментах автор нарушает хронологию. Получается, что кружок Вердюренов существует лет 25 как минимум, а Котар с женой и Бришо, делая карьеру, не поменяли окружение. Самой госпоже Вердюрен в районе 55.

    "Содом и Гоморра" читался тяжелее из-за повторов: тот же вечер у принцессы Германтской, знакомый читателю Бальбек с отелем и немудреными развлечениями, изученный вдоль и поперек кружок Вердюренов, длинноты, связанные с этимологией французских местечек, изысканиями в попытки понять природу "содома" через достижения биологии.

    Несмотря на сходные точки, герой и Сванн - разные типы личности. Сванн имел государственные награды, независимый и тонкий вкус в искусстве, безумно ревновал из-за влюбленности в Одетту. Девушка же сумела сохранить независимое поведение. Наш юнец в вышей степени эгоистичен, ревность его обусловлена не любовью, а жаждой власти над зависимым существом и банальным половым влечением. В четвертом томе становится ясно, почему выбор пал не на яркую Андре, а на Альбертину. Хотя герой и мечтает о том, как влюбит в себя Андре, ясно, что внимание со стороны умной, наблюдательной и богатой девушки ему не светит. Бесприданницу Альбертину необходимо пристроить, поэтому родственники фактически толкают ее в постель к первому встречному, надеясь на брак.

    Если в первом томе негодование вызывала жесткость отца, не позволявшего поцеловать маме ребенка на дочь, то чем дальше, тем папа вызывает понимание. Бабушка с мамой избаловали парня донельзя. Мама, едва не рассорившаяся с племянницей из-за накрашенных губ, спокойно смотрит как сын губит репутацию приличной девушки, хотя в силах прекратить безобразие. Вообще странно, что молодая женщина (ей не больше 45 лет) начинает подражать старухе, таская с собой вещи умершей матери и томик мадам Севиньи. У Пруста невольно сливаются образы бабушки и мамы, причем первый теплее и важнее. Другой дурной чертой характера стала тяга к подглядыванию и подслушиванию. Молодой человек до конца проследил за Шарлю и Жюпьеном, подслушал разговор дочери Вентейля с подругой про любовь Сванна.
    Больше всех сочувствия вызывает Альбертина, не имеющая возможности построить самостоятельно свою жизнь.

    Главная тема смела не только для начала 20 века, но и для века 21. Сколько несчастий и самим людям, и их близким принесла необходимость скрывать свои природные склонности от окружающих.

    15
    638