Рецензия на книгу
Ковен озера Шамплейн
Анастасия Гор
Аноним18 мая 2024 г.Ковен мертв. Да здравствует ковен!
Ковен мертв. Да здравствует ковен!
Первая книга за последнее время, которая зацепила меня качественной аннотацией, а текст после нее оправдал ожидания!
Одри Дефо, ведьма, чей ковен был вырезан ее одержимым братом близнецом, встречается с Коулом Ганстингсом — молодым детективом с аутистическим спектром. Встречается, когда обкрадывает его. Но Коул решает, что Одри ему может помочь: в его городе (где раньше жила сама Одри) происходят ритуальные убийства, а на телах маньяк оставляет символы, которые может видеть только Коул. И Одри, как ведьма. Он просит ее о помощи взамен на кров и еду. Одри против — пытается еще пару раз сбежать и угнать машину детектива, но ее руны, с помощью которых она бежит по всей стране от преследующего ее брата, говорят идти с Коулом. Она соглашается. А когда понимает, что убийства посвящены ей, назад дороги уже не будет.
Книгу я прочитала по рекомендации подруги, которая звучала как: это лучшее фэнтези про ведьм. И я с ней согласна.
Ковен озера Шамплейн — это магический реализм, низкое фэнтези, все как я люблю. Низкое, потому что магия творится не в другом мире, а существует в нашем. Просто читателям вместе с героями, в отличие от остальных смертных, выпадает возможность за кулисы этой мистики заглянуть.
Я как фанат «дневников вампира» и «древних» бесконечно радовалась, что могу продлить эту атмосферу сейчас. Именно атмосферу: в остальном автор создал свою аутентичную вселенную. Это затягивает: магия и обычные люди, ритуалы и забегаловки с хот-догами, ответственность за баланс вселенной и шоппинг. Близкие, понятные и бесконечно любопытные вещи.
Герои. Автору хочется аплодировать за их уникальность и достоверность. Ни разу у меня не возникло мысли, что Одри, Коул и остальные — придуманные персонажи. Они живые, искренние и сочувствующие. Даже магия не наделяет их в итоге безжалостностью или самоуверенностью — они остаются людьми.
Главная героиня, Одри, от лица которой ведется повествование, приятная. В начале истории колючая, грубая и вечно идущая на сделки с совестью, но мы понимаем, почему она такая: всю ее семью зарезал брат-близнец, от которого без денег (очень правдоподобная деталь, Одри вечно ворует, а когда появляются деньги, спускает их непрактично на шоппинг) колесит по стране в бегах. Это накладывает отпечаток на личность. И в течение книги мы будем наблюдать за тем, как она меняется, оттаивает, начинает подпускать к себе людей (далеко не сразу) и верить в то, что у нее тоже может быть счастливый конец.
Главный герой, Коул. Максимально необычный мужской персонаж, что меня сильно обрадовало. Это юноша без токсичной маскулинности, без горы мускулов и татуировок, а еще он не понимает юмор:) Это отпечаток синдрома Аспергера, но эта деталь в его характере — максимально уютная и неожиданная, фактурная. Он не терпит прикосновений, занят только работой и живет в своем с трудом выстроенном мирке, куда врывается ураган Одри. По ходу книги мы увидим, как Коул тоже по-своему будет оттаивать, узнавать семейные тайны и принимать себя. Ведь окажется, что прошлое героев плотно переплетено.
А еще у героев завязываются отношения. Которые прописаны так, что я готова эту пару внести в список любимых. Отношения здоровые, объективно, пишу это не для красного словца.
Несмотря на то, что пара эта близка к тропу «плохая девочка и хороший мальчик» герои не становятся заложниками этих архетипов: Одри с пониманием и эмпатией относится к тому, как Коул чувствует мир (например, его настороженность к прикосновениям) и когда отношения (сами собой, как в жизни, представляете! Без яркого поворотного момента) движутся к близости, она, как яркая темпераментная личность, не давит на парня, а вместе с ним изучает новый уровень чувственности их пары. Герои долго привыкают друг к другу, постепенно открываются и на эти открытия не орут «боже как ты мог\могла», а р а з г о в а р и в а ю т. Принимают недостатки друг друга (правда принимают, тем более те, которые принять вообще непросто).
Второстепенные персонажи в книге, которые далее станут основными, тоже живые и многогранные.
Магия. Основа книги! Она продумана хорошо. В этом мире ведьм, полностью авторском (я гуглила некоторые песни и заклинания, думая, что они взяты откуда-то, а нет)), существуют свои жесткие законы и правила. Сразу становится интересно, как автор это создал, ведь деталей в магическом мире просто невероятное количество, начиная с ингредиентов, заканчивая ритуалами.
Что понравилось, за что дикий лайк в пользу «лучшее фэнтези про ведьм» — магия тут не решает все. Далеко не все. Это не волшебная таблетка (хотя казалось бы, ха-ха), это инструмент, которым надо уметь пользоваться, и в начале книги Одри как раз знает только полезные в быту вещи и со временем учится осваивать серьезную магию. Спойлер: не сразу получается. Дабл-спойлер: получится еще совсем не скоро, даже не в этой книге. И это привязывает читателя к тексту крепко. Несмотря на то, что мир Ковена наполнен магией, ритуальными убийствами и приключениями, на первом плане у нас всегда внутренние конфликты персонажей как личностей и конфликты их отношений. Всегда здесь магия — это то, что изнутри, а не снаружи. И с этим приходится считаться.
Детали. Обычно я не люблю книги от первого лица написанные, так как часто непонятна причина такого хода, но в Ковене она мне была не только понятна, но и был хорошо подан сам прием! Во-первых: у автора витеиватый, красивый слог, который позволяет даже от первого лица увидеть экспозицию, описать других людей и мир так, будто ты смотришь на все в объеме. Во-вторых за счет «рассказа» Одри мы сразу погружаемся в мир магии и не «снаружи» о нем узнаем, а нам «изнутри» объясняют (как Коулу) как все происходит. Интересный и цепляющий ракурс.
Автор Ковена — Анастасия Гор — русская писательница, но понять это из текста, где действие происходит в Штатах, невозможно. Текст воспринимается достоверно, плюс там нет специфических деталей вроде отличия менталитета, ведь жанр фэнтези сосредоточен на другом.
Текст в Ковене — максимально подробный. Описанные с метафорами чувств героев, диалоги, описания — все есть. Нигде в книге не найти кочек, которые из текста выкидывают, кроме скачков во времени между главами, но я прекрасно понимаю этот ход, иначе с таким уровнем подробности в книге было бы не 550 страниц, а больше тысячи:) В любом случае повествование продолжается логично.
Я уже говорила о детальности магического мира, ритуалов и заклинаний, создание и применение которых написано подробно, но отдельное восхищение хочу выразить запахам: редко писатели используют этот орган чувств, но вот в Ковене запахов много, с них даже начинается книга. Это описание трав, приправ, запахов леса, ресторанов, еды, «предчувствия», запахи чувств (скорби, любимого человека). Очень редкая и классная деталь!
Единственное, чего я в тексте не обнаружила, хотя ожидала это, учитывая уровень детализации — постельных сцен. Они есть, но описаны по подробности на 16+. Я поэтому долго гадала, почему книга была в пленке, но поняла, что за счет также детальных описаний убийств и трупов. Однако этом моя вкусовщина, книгу, разумеется, это не портит — у автора, очевидно, и не было цели идти в такие подробности отношений. Но то, что им предшествовало, в плане привыкания и раскрытия тактильности персонажей — браво.
В тоже время тем, кто боится жести, бояться не стоит: здесь травмы героев и убийства описаны скорее как в «дневниках вампира» — да, кровяка есть, но она не пугает, нет уровня жести «настоящего детектива» или вроде того.
Ковен озера Шамплейн — первая книга трилогии, но заканчивается крепким финалом с затравкой на будущую книгу, не обрывается на полуслове. Единственное, в финале я не смогла увидеть «картинку» — слишком много было существ и персонажей, я лишь интуитивно понимала, кто с кем дерется. Но сама кода с травмой главного героя — шикарный и стекольный конец.
Юмор. Есть, шикарный.
Что я выписала как читатель:
️— Мы горим! Пожар!
Раньше это требовало больше времени и сосредоточия, но теперь — элементарный щелчок пальцами. Впрочем, раньше во мне и ярости было меньше.
️— Нечестно и рискованно?
— Хитро и поразительно
️— Смертные, — буркнула я себе под нос. — Теперь понимаю, почему моя бабушка каждый раз плевалась, вспоминая сентябрь 1787 года. Вовсе не ведьмы роднятся с дьяволом, а современная Конституция. Тьфу!
️Верховная — это не титул. Верховная — это природа
️Именно так звучат его слезы — дребезг стекла разбитого сердца
️Убийство было посвящено мне
️— По-хорошему не захотела, значит, — прохрипел он, смыкая пальцы на моем горле. — Ничего, коповская подстилка, я знаю способ обучить тебя манерам.
Мне вдруг стало смешно.
— Ты что, больная?
— Не понимаю, — призналась я, задумчиво посмотрев на удерживающего меня мужчину. — Как вы, смертные, можете кого-то устрашать?
️— Оставь. Это память, талисман. У каждого должно быть что-то, что он оторвет от себя разве что вместе с сердцем. У меня, например, это бусы.
— А у меня теперь это ты
️Весь ковен бросал на меня заискивающие взгляды. Еще не та, перед кем следует кланяться, но уже и не та, кого можно небрежно потрепать по щеке
️Каждый раз он произносил мое имя с таким выражением, будто это было последнее слово, которое он произносит в своей жизни
Что я выписала как писатель:
️Ты почти сломала лето!
️Тишиной, что повисла на кухне, можно было заколачивать гвозди
️— Как ты...
— Читаю твои мысли? Никак. Я просто знаю тебя, Одри
️Октябрьский воздух впитался в кости
️Она встала в дверях, как немой укор моей робости
️Это магия, полная боли
️Мир вокруг сузился до размеров спичечного коробка
Над чем похихикала:
️— Как ты до сих пор не угробил нас, бодрствуя больше суток и даже не зевая? На каких колесах ты сидишь?
— А что не так с колесами? Это же «Форд Рейнджер»
️— Чего уставился? Ну?
— Ты выглядишь... геометрично, — брякнул Коул.
— Что? — не поняла я. — В смысле, как ромб?
— Нет! Я хотел сказать эстетично, — он зажмурился и хлопнул себя по лбу. — Эстетично, да. Твой образ... конченный. Цельный то есть. Я имею ввиду — симпатичная стрижка и...
️— Доброе утро, Инквизитор, — поприветствовала я бодро Гидеона, уже занявшегося готовкой.
— Доброе утро, Салем. Садись завтракать.
️— И что ты планируешь делать?
— Поехать и купить то, что помешает Гансу свести в могилу следом за женой еще и дочь, — ответил Коул мрачно и затем вдруг радостно добавил. — А ты поедешь со мной. Твоя красота поддерживает мой боевой дух.
— Ух ты, — восхитилась я. — Сделал комплимент и даже не покраснел!
— Все дело в дыхании. Вычитал упражнение на одном форуме.
️Хлеб. Аптечные травы. Бенгальские огни. Пончики.
— Не таким я представляла себе набор для охоты на оборотней.
️— Что это за травы?
— Не знаю, но главное, что в составе есть зверобой.
Я взболтала бутылку и принялась за следующую.
— А что делать с багетом?
— Пускай лежит. Достань зажигалку из бардачка.
— Мне поджечь багет?
️Я вывалилась наружу и едва не упала: одна половина тела онемела, вторая онемела еще больше
️Я выудила из рюкзака шелковую пижаму. Такой контраст вызывал усмешку: убогий мотель и шелк. Вся моя жизнь в четырех словах
Ковен действительно качественный образец фэнтези для тех, кто вырос на мистических сериалах и книгах лет десять назад. Актуально, свежо и аутентично. Да здравствует ковен — мой девиз сейчас, потому что читаю вторую часть:)
4113