Рецензия на книгу
Власть несбывшегося
Макс Фрай
Аноним4 ноября 2014 г.Чем дальше, тем больше превосходный сэр Макс захлебывается в чувстве собственной важности, порожденном могуществом. Чем больше захлебывается, тем меньше пытается справиться с этой проблемой, полагая, что она сама с собой справится. Вообще-то, ему давно пора не только захлебнуться, а и застрять на дне своего могущества, причем навсегда. Но автор каждый раз благосклонно вытаскивает его, награждая очередным Прекрасным Чудом за потрясающее сочетание редкой мощи, неумения ею пользоваться и чувства вседозволенности. Как любой нормальный человек, получивший награду за дикие выходки, Макс все больше утверждается во мнении, что разбираться со своей силой ни к чему, а ограничивать ее не следует. Подумаешь, убьет он кого-нибудь случайно: наверняка окажется, что это очередной злодей. А нет — ну что ж, жизнью больше, жизнью меньше... Главное, чтобы не жизнью человека, близкого самому Максу, а все остальные жизни стоят, безусловно, значительно дешевле.
Мне нравятся книги про Ехо. Это добрая сказка о городе чудес, о прекрасных и не очень Мирах, об осмысленной и потому очень красивой Вселенной. Многие истины, которыми изобилует эта Вселенная, слишком простые, но даже простые истины должен кто-то озвучить. Черт с ним, с нелитературным языком. В больших объемах он утомляет, а в небольших может сойти за развлекательный фактор. Самое то, когда мозг не может воспринимать серьезную информацию. Черт с ним, с плоским юмором и вообще с переизбытком юмора, который в таких объемах не может быть на сто процентов качественным. В конце концов, среди этого изобилия попадаются неплохие образцы. Отличная сказка для тренировки воображения и для пополнения коллекции неоригинальных, но полезных цитат.
Но мне не нравятся книги про сэра Макса и его работу в Тайном Сыске. Они превращают сказку в торжество абсурда над справедливостью, торжество глупости над могуществом. Мне хочется верить, что это такая ирония, черный юмор автора, когда главный положительный герой превращается в нечто гораздо более нелицеприятное, чем его противники.
На самом деле возмущение накапливалось медленно и небольшими порциями. Его источники обнаруживались в каждой книге: в каждом рассказе сэр Макс не желал как следует разобраться в себе и в итоге отчебучивал нечто, что могло бы обернуться крупными неприятностями. Но его всегда спасали хваленая удача и коллеги. А после — дружно убеждали выбравшегося из передряги Вершителя в том, что он герой и может дальше творить, что пожелает, не заботясь о последствиях. Он сам убеждал себя в этом в первую очередь.
И доубеждался до того, что решил очень оригинально поступить с толпой вампиров, которые нуждались в человеческих жертвах для собственного выживания. Взял да отправил их в свой мир, в тот, в котором родился. Дескать, нечего тут жрать местных каторжников, они ни в чем не повинные ребята, преступления совершили пустяковые и не заслуживают смерти никак. Конечно, вы могли бы ловить случайных прохожих, это было бы справедливее. Но мне не нравится, что вы питаетесь моими нынешними соотечественниками, ибо жизнь человеческая ценна и вообще я люблю этот Мир, поэтому идите-ка вы в другой и убивайте людей там. Я вас даже отведу.
На мой взгляд, эта невероятная логика господина Вершителя заслуживает, по меньшей мере, пожизненного заключения, ибо поступил он, как самый заурядный могущественный злой колдун: в распоряжение тех, кто ему симпатичен, отдал Мир, который ему несимпатичен.
Но на этом вошедший во вкус Вершитель не останавливается. Он возвращается и наводит справедливость. Находит человека, который поступал в точности, как он сам, — распоряжался жизнями безразличных ему людей, которые находились в его власти, и решает, что данное поведение заслуживает смертной казни (!). Справедливость бьется в конвульсиях от такой логики. После чего Макс проявляет незаурядную глупость, в одиночку отправившись топить несчастного в неизвестных болотах, с этой немудреной задачей справляется и — о, наконец-то справедливость торжествует! — сам теряется в этих болотах и падает в трясину. Если бы на этом все закончилось, то рассказ можно было бы считать поучительной трагедией. Но нет, блистательный сэр Макс не может просто взять и умереть в болотах. Его спасает давно сбежавшая любимая девушка и возвращается домой вместе с ним, опустив головку на плечо Вершителя. Начальство, как обычно, хвалит.Это может быть новый жанр в литературе: сказка, которая противоречит всем законам сказки, развивает у людей чувство собственной важности и наплевательского отношения к окружающему миру. В сочетании с прописными истинами это отменный психологический курс по воспитанию вседозволенности.
Попробую абстрагироваться от этого создания, которое становится все менее похожим на человека — только не в его понимании, а в обычном, человеческом, — и пойду дальше наслаждаться красотами Ехо.
534