Рецензия на книгу
Когда кончится нефть и другие уроки экономики
Константин Сонин
Аноним16 мая 2024 г.Скорей бы она закончилась?
Хочу предупредить, что автора, одного из основателей ВШЭ в Москве и профессора Чикагского экономического университета, признали иноагентом.
Книга в основном об экономике, но и о политике частично тоже, и о математике. Формул никаких не будет, но Сонин вовсю использует понятийный аппарат теории игр, так что по идее желательно быть подкованным в технических науках. Автор относится к читателю с уважением, короче, и предполагает что базовыми основами экономической теории тот владеет.
Книга поделена на главы-уроки, посвященные самым разным темам. Какие-то мне были более интересны, какие-то менее. Самой скучной показалась глава про аукцион: автор пишет, что заказы на проектные поставки, да и любые заказы вообще лучше размещать на аукционе, чтобы избежать таких коррупционных прелестей как откаты, заказы семейному бизнесу и т.д. Да еще и начальную ставку делать не самой высокой, но и не самой низкой, короче, делать коррупцию невыгодной. Ну, не знаю, не знаю. Моя прежняя компания вовсю участвовала в подобных аукционах, кхм, коррупция как цвела так и процветает, и аукционы ей не помеха.
Была еще глава о городских транспортных пробках и методах борьбы с ними. И дело вовсе не в ширине дорог, а в количестве автомобилей. Современные способы борьбы с пробками больше направлены на уменьшение выгоды от владения автомобилей: платные парковки в тех или иных районах, запрет парковки на одной из сторон улицы, а то и вовсе запрет на въезд автомобилей, кроме рабочих, в туристические районы городов. Ну и развитие сетки общественного транспорта, естественно. Что сказать, автор пишет, что это действительно работает, но мне, как автомобилисту грустненько. Правда, эффект отсутствия машины я заметила, живя в другом городе (машину не повезла). Когда общественный транспорт действительно хорошо развит, и не приходится ждать нужный автобус часами (как это было в Самаре, вот даже замыливать город не буду), тогда без машины жить реально лучше: даже в самые отдаленные районы города можно добраться очень быстро, даже если приходится ехать с несколькими пересадками, а для поездок в отдаленные места есть каршеринг либо сервисы аренды машин. Я оценила, очень удобно. Жаль только, что родной город развивается в обратном направлении.
А есть и очень интересные уроки, но вот из-за них как раз книгу вполне могут забанить. Одна из глав, например, посвящена развитию стран с авторитарными правителями либо диктаторами до и непосредственно после смерти оных (на примере Ирана, Чили и Кубы). Про РФ тоже есть, но не в этом ключе, скорее, автор говорит про ресурсное (нефтяное) проклятие. В общем, ребята, пока в стране есть нефть, газ и уголь, с экономикой все будет не очень, с ресурсной иглы слезть очень трудно, плюс неффть способствует концентрации огромных богатств в одних руках, так что и от олигархов никуда не деться, ну, так автор пишет. Крамолу.
В общем, любопытные рассуждения, которым я в принципе доверяю. Правда, от многих идей довольно грустно, но что ж. Правда глаза режет.
616,4K