Рецензия на книгу
Чисто английское убийство 1. Мышеловка
Агата Кристи
varvarra15 мая 2024 г.Кто кому приготовил ловушку?
Агату Кристи не случайно называют "королевой детектива", умеет она парой предложений, одной выразительной сценой, посеять сомнения в души читателей. Пьеса только-только начинается, перед зрителями зал в Монксуэлл-Мэнор, в котором молодая семейная пара Рэлстонов, Джайлс и Молли, решили открыть пансион. Они по очереди заходят в помещение с зимней улицы, раздеваются... По радио передают новости, среди которых сообщение полиции об убийстве женщины и розыске мужчины в тёмном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. Молли автоматически убирает вещи мужа.
Вот эта сцена:
Молли подходит к креслу.
…разыскивает для опроса замеченного поблизости от места преступления человека в темном пальто…
Молли берет с кресла пальто Джайлса.
…светлом шарфе…
Молли берет его шарф.
…и фетровой шляпе.
Молли берет шляпу и выходит в правую арку.Детектив не успел начаться, а нам уже подбрасывают первого подозреваемого. С прибытием гостей растёт и число подозрительных личностей. Постоянно отпускающий шуточки и напевающий песенки Кристофер Рен, всем недовольная и раздражительная миссис Бойл, майор Меткалф, мужеподобная мисс Кейсуэлл, мистер Паравичини, которого в пансионе не ждали - все действующие лица грешат странным поведением и это явно бросается в глаза. Не случайно Молли восклицает: "Почему это все наши гости или неприятные, или со странностями? Зато майор Меткаф — ни то ни другое". У Рэлстонов совершенно нет опыта, а тут ещё снегопад, перекрывший дороги, не с кем посоветоваться. Могут ли они доверять практически незнакомым постояльцам?
Молли. Но это солидные люди — у них очень хорошие адреса.
Джайлс. Как у слуг — липовые рекомендации. А вдруг кто-нибудь из них — преступник, скрывающийся от полиции?Когда раздаётся звонок из полицейского участка, а чуть позже в гостиницу прибывает сержант Троттер (на лыжах) и заявляет, что убийца из Лондона находится в пансионе и планирует убить ещё двоих, то уже не приходится сильно удивляться.
Заставить подозревать всех и каждого - фирменная фишка Агаты Кристи. Напряжённую обстановку усиливают новые появляющиеся штрихи: то газета в кармане Джайлса, то лондонский талончик в перчатке Молли, то мода на тёмные пальто со светлыми шарфами и фетровыми шляпами. А ещё писательница любит так "замаскировать" преступника, что заподозрить того можно в последнюю очередь. Когда-то мне нравилось вычислять убийц в романах Агаты Кристи методом от противного: искала субъекта, самого не подходящего на заданную роль. В случае с данной пьесой метод отлично сработал.
Пьеса представляет собой классический герметичный детектив на сцене. Наблюдать за развитием событий было интересно, персонажи выглядели оригинально и в меру таинственно, чувствовались драматизм и напряжённость ситуации, однако имеется "но". Анализируя обстоятельства задним числом, понимаю, что вполне можно было обойтись без второго трупа. Допустить убийство - серьёзный промах со стороны полицейского (и некоторая кровожадность со стороны автора).76361