Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чисто английское убийство 1. Мышеловка

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    varvarra15 мая 2024 г.

    Кто кому приготовил ловушку?

    Агату Кристи не случайно называют "королевой детектива", умеет она парой предложений, одной выразительной сценой, посеять сомнения в души читателей. Пьеса только-только начинается, перед зрителями зал в Монксуэлл-Мэнор, в котором молодая семейная пара Рэлстонов, Джайлс и Молли, решили открыть пансион. Они по очереди заходят в помещение с зимней улицы, раздеваются... По радио передают новости, среди которых сообщение полиции об убийстве женщины и розыске мужчины в тёмном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. Молли автоматически убирает вещи мужа.
    Вот эта сцена:


    Молли подходит к креслу.
    …разыскивает для опроса замеченного поблизости от места преступления человека в темном пальто…
    Молли берет с кресла пальто Джайлса.
    …светлом шарфе…
    Молли берет его шарф.
    …и фетровой шляпе.
    Молли берет шляпу и выходит в правую арку.

    Детектив не успел начаться, а нам уже подбрасывают первого подозреваемого. С прибытием гостей растёт и число подозрительных личностей. Постоянно отпускающий шуточки и напевающий песенки Кристофер Рен, всем недовольная и раздражительная миссис Бойл, майор Меткалф, мужеподобная мисс Кейсуэлл, мистер Паравичини, которого в пансионе не ждали - все действующие лица грешат странным поведением и это явно бросается в глаза. Не случайно Молли восклицает: "Почему это все наши гости или неприятные, или со странностями? Зато майор Меткаф — ни то ни другое". У Рэлстонов совершенно нет опыта, а тут ещё снегопад, перекрывший дороги, не с кем посоветоваться. Могут ли они доверять практически незнакомым постояльцам?


    Молли. Но это солидные люди — у них очень хорошие адреса.
    Джайлс. Как у слуг — липовые рекомендации. А вдруг кто-нибудь из них — преступник, скрывающийся от полиции?

    Когда раздаётся звонок из полицейского участка, а чуть позже в гостиницу прибывает сержант Троттер (на лыжах) и заявляет, что убийца из Лондона находится в пансионе и планирует убить ещё двоих, то уже не приходится сильно удивляться.
    Заставить подозревать всех и каждого - фирменная фишка Агаты Кристи. Напряжённую обстановку усиливают новые появляющиеся штрихи: то газета в кармане Джайлса, то лондонский талончик в перчатке Молли, то мода на тёмные пальто со светлыми шарфами и фетровыми шляпами. А ещё писательница любит так "замаскировать" преступника, что заподозрить того можно в последнюю очередь. Когда-то мне нравилось вычислять убийц в романах Агаты Кристи методом от противного: искала субъекта, самого не подходящего на заданную роль. В случае с данной пьесой метод отлично сработал.
    Пьеса представляет собой классический герметичный детектив на сцене. Наблюдать за развитием событий было интересно, персонажи выглядели оригинально и в меру таинственно, чувствовались драматизм и напряжённость ситуации, однако имеется "но". Анализируя обстоятельства задним числом, понимаю, что вполне можно было обойтись без второго трупа. Допустить убийство - серьёзный промах со стороны полицейского (и некоторая кровожадность со стороны автора).

    76
    361