Рецензия на книгу
Мастер ветров и закатов
Макс Фрай
Аноним2 ноября 2014 г.Я вообще из старых, бывалых любителей Фрая, меня так просто не запугаешь. Не запугали же Хроники – а должна бы я была насторожиться. Но Триша с её безумными затеями, цветочными салатами и зеркальными зонтиками, Триша, которая и впрямь получилась у автора художником, в отличие от здешнего нового героя, - главное ж не размах, а задумка, - она не давала задуматься ни на миг. А теперь…
Мне всё ещё приятно читать Фрая, я снова погружаюсь в текст с головой и с крайней неохотой откладываю книгу. Но Макс, кажется, и впрямь повзрослел. По крайней мере, изменился, утянул за собой весь Ехо, и оба на этом пути несколько потеряли лицо.
Во-первых, Фрай будто бы вообще отринул возможность выбора. Поместить в книгу то или это? Да и то, и это, и вон того, третьего, положите побольше! В итоге теперь вершины магического мастерства недоступны разве что собакам (а может, и им покорятся), улицы Ехо запружены сновидцами из тысяч обитаемых миров, и повсюду творится добродушная вакханалия с левитирующими тарелками, волшебными драконами и разноцветными небесами. Сегодня один могущественный разгильдяй захотел, чтобы мостовая стала мыльными пузырями, завтра другой придумает мохнатые облака. Но в итоге родной Ехо превращается в картинку в калейдоскопе, которую и запоминать-то неохота – дрогнет рука и увидишь новую. Какой он? Любой…и никакой.
Но этого мало, и в тот же котёл попадает история про взбалмошную принцессу, стихи, когда-либо полюбившиеся автору, и даже математические задачки для детей. В таком нагромождении радостных вещей удивить читателя сможет разве что трёхметровый индюк на человеческих ногах – который и появляется на страницах. Совершенно, по-моему, навязчивый и невыразительный персонаж.
Даже привычные герои как-то блекнут на этом фоне: леди Меламори, вечная бунтарка, не отказывающаяся иногда взгрустнуть за вазочкой с мороженым, лишилась этих «вредных» качеств и вышла собственной линялой тенью. Мелифаро вытеснен куда-то в угол, а Кекки, о которой мне всегда хотелось узнать побольше, вообще выставили за дверь. Один Нумминорих процветает, как растение в родном климате.
Во-вторых, несмотря на уют и повышенную оранжевость Фраевских книжек, если вдуматься, там же было полно грустных событий, разочарований и потерь. Макс дважды – или можно сказать трижды – расстаётся с любимой женщиной, дважды – почти трижды – получает пинка под зад из обожаемого Ехо, дважды разочаровывается в любимом начальнике и, так сказать, духовном наставнике. Там и сям люди мрут, не дождавшись его помощи, а иной раз он вынужден делать неприятный выбор. Полно и просто событий, заставляющих задуматься и взгрустнуть: скажем, Кеттари. Если его и восстановили некоторым образом, это же не отменяет того, что однажды он погиб со всеми его жителями. А обитатели Харумбы, кто они – счастливые Улиссы, обжулившие смерть, или узники приятного, но всё же лимба? И большинство этих коллизий, встречающихся на пути Макса, завязаны на теме смерти. На этом фоне нехитрая будничная магия Фрая – вкусные пироги, участливые друзья, работа, на которую не надышишься, сны как вторая реальность и ощущение того, что твои желания имеют силу и значимость, - являются как бы ежедневным противоядием против смерти, которой сам Макс очень боится. Что мы можем противопоставить разрушению и небытию? Само биение и очарование бытия. Это логично.
В этой же книге всё благостно: осмелели и немедленно подобрели сытые горожане. Преступники не буянят, мир крепче крепкого, тайная полиция обращается к спасению котяток в межмировых масштабах. Что, впрямь можно взять и изъять из людей теневую сторону, гнев, грусть, страх и прочее неприятное, разве они не так же естественны для нас, как и доброе?... Видимо, автор пытается сделать что-то такое. И волшебство сразу начинает казаться каким-то ненастоящим, цирковым, задаёшься вопросом: зачем всё это надо, кроме как утолить жажду зрелищ? Оно как будто утеряло некий сакральный элемент и стало просто развлечением благополучного мира (знакомая-то картина на сегодняшний день, не правда ли?).
Когда наконец тень смерти появляется на последних страницах, уже совершенно не переживаешь, одержит ли она верх, - конечно, нет! А новый персонаж во всех отношениях напоминает унылого и грубого Хемуля, вломившегося в Муми-дол, и совсем не вызывает сочувствия.
Я, похоже, уже так привыкла ко Фраю, что куплю и следующую его книгу, и ещё, и ещё одну…Но я разочарована, как будто дом, который мне так нравился, сравняли с землёй и на его месте построили более красивый новый. В такой ситуации нет совершенно никакой надежды, что всё исправится. Увы.
1865