Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

А зори здесь тихие...

Борис Васильев

  • Аватар пользователя
    Аноним12 мая 2024 г.

    Шедевр Бориса Васильева... или Вспоминая о цене...

    На днях перечитал повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." Поводом к этому послужил просмотр новой экранизации васильевской повести, который вызвал у меня двойственные впечатления... С одной стороны, введение в фильм авторского текста, который читает Сергей Гармаш безусловно можно признать удачным режиссёрским ходом, также как и панорамные съёмки... Кроме этого следует отметить выверенные истории главных героинь и музыкальное сопровождение... Пожалуй, можно было бы с уверенностью говорить о том, что из последних отечественных картин, снятых о Великой Отечественной - "А зори здесь тихие..." лучшая... Но... одна небольшая ложка дёгтя портит всё впечатление от просмотренной картины... и катарсис души... улетучивается... Не впечатляет не только финальная сцена картины, в которой Федот Васков принимает новое пополнение девушек-зенитчиц, но и звучащая диссонансом песня Николая Расторгуева... Песня замечательная, но, на мой взгляд совершенно не вписывающаяся в данную картину... Вместо мажорного звучания в финале этой картины напрашивалась минорная композиция, подчёркивающая трагедийность ситуации... описанной Борисом Васильевым в своей повести... Перечитывая эту повесть сегодня понимаешь насколько прав был автор, ставящий через своего героя Федота Васкова вопрос о правомочности цены, которую заплатили герои повести за победу над фашистскими диверсантами... За какой-то жалкий десяток "фрицев" было заплачено жизнью пяти будущих жён и матерей... Васков понимает, что цена безумно высока, она несоизмерима с потерями противника... Кульминацией васильевского произведения является просьба умирающей Риты Осяниной к Васкову, чтобы тот позаботился о её сыне Альберте:

    "— Погоди! — Рита глядела куда-то мимо его лица, в перекрытое ветвями небо. — Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут — Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.
    — Не тревожься, Рита, понял я все,
    — Спасибо тебе. — Она улыбнулась бесцветными губами..."

    И... его Эпилог, из которого мы узнаём, что Федот Васков не просто выполнил наказ Риты Осяниной, не просто отыскал её сына Альберта, но и как герой шолоховского рассказа усыновил его...

    "Впрочем, сегодня моторкой приехал какой-то старикан: седой, коренастый, без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно — тятей. Что-то они тут стали разыскивать — я не вникал…
    …Вчера не успел дописать: кончаю утром.

    Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете.
    Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашел ее по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и — не решился.
    А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел..."

    Мощнейший финал Бориса Васильева, который прямо напрашивался в новой экранизации... Но, увы, концовка оказалась смазанной... А ведь не хватило самой малости... для шедевра...

    63
    1,7K