Рецензия на книгу
Сопка голубого сна
Игорь Неверли
Аноним30 октября 2014 г.Приступив к чтению очередной книги про польского революционера, я ожидала нудных рассуждений о необходимости социалистичекого переустройства мира, подпольной деятельности с печатью запрещенных статей и кружками по интересам - на радикалов и либералов разойдись, раз-два. Тот факт, что герой романа в ссылке роли не играет - он и из России может вести свою польско-подрывную деятельность. Большая часть ожиданий, как ни печально, оправдалась, но на деле вместо скучного учебника юного революционера я получила по-подростковому наивный приключенческий роман, с делением героев на благородных рыцарей и дам и злых дядек. Особенно старается Бронислав Найдаровский со своим неимоверным желанием быть белым и пушистым в глазах окружающих. Настолько усердствует, что кажется насквозь картонным персонажем. Все его поступки продиктованы либо желанием нравиться окружающим, либо стремлением обелить свой образ честного революционера уже после смерти, которую он обреченно готовится встретить в глухой деревне. Его несколько презрительное отношение к русским и Сибири выдает в нем лицемерного человека - мол, да, согласен, они хорошие люди и живу я здесь хорошо, но где-то там и трава зеленее, и солнце ярче, и женюсь я только на полячке. В итоге вместо сопереживания Бронислав скорее раздражает.
Тем не менее, первая половина книги покорила меня своей тайгой. Именно так. Роман о ссыльном революционере лично для меня стал романом о лесе. Автор описывает природу неброскими мазками со всей её порой жестокой прелестью и тайными богатствами. И получается у него на удивление красиво и так по-настоящему, будто ты сам шагаешь среди вековых деревьев. Даже сцены охоты вписываются в общую картину органично, как неотъемлемая часть круговорота жизни. А уж пес Брыська не может не покорить сердце. Образ верного и храброго четвероногого друга создан в лучших традициях метров из детства - Сетон-Томпсона и Кервуда.
Ещё одной поразительной темой романа стал русский народ, проявляющий всю свою выдержку и смекалку в условиях северной глуши. Описание традиций, быта крестьян и, особенно, их кушаний - здесь вопреки обреченной тоске по родной Польше читается восхищение русским человеком.
А вот со второй половины, вернее, с появления в сюжете Веры Извольской повествование пошло куда-то не туда. Видимо, автор хотел рассказать историю идеальной любви, но как-то не получилось. Сцена знакомства героев – вообще самое нелепое из прочтенного мной за долгое время. Что это за «я тебя вижу в первый раз в жизни, но так и быть расскажу всю свою печальную подноготную, с интимными подробностями»? На минуточку, у нас тут начало двадцатого века да и это же не попутчик в поезде, в конце—то концов! Хотя, первые предвестники падения сюжета начались ещё со смерти одного из героев – я даже подумала сначала, что описывается сон, а не реальные события, так все быстро и скомкано. И чем дальше, тем больше поступки героев вызывают недоумения и недовольства, а самым жутким стала, разумеется, поистине "рыцарская" охота на мирно спящего в берлоге мишку.
Так и хочется сказать Игорю Неверли, что описания природы, повадок зверей и этапов строительства домов удаются ему куда лучше. Если бы "Сопка голубого сна" была полностью о тайге и Сибири, она бы заслужила твердую "пятерку" и мою читательскую любовь. Но, увы, эта книга была о людях, которым этого не удалось.530