Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть приходит в клуб вязания

Стайнтор Расмуссен

  • Аватар пользователя
    Аноним9 мая 2024 г.

    скучное пришествие Зла в маленькое сообщество на благополучном островке

    Мне всегда было интересно откуда в ужастиках взялся штамп (ставший чуть ли не законом жанра): некое Зло(тм) начинает захват мира с маленькой обособленной общины или просто безудержно царит там (например, как в классическом Стивен Кинг - Дети кукурузы ). Ведь, проще начинать экспансию с большого города с его космополитизмом, открытостью взглядов и без оглядки на маленькую общину, в которой "все всех знают" до такой степени, что не запирают двери. Прочитав этот роман, я поняла почему: такие сообщества, замкнутые сами на себе до ощущения тюремной камеры - это его, Зла, целевая аудитория.

    В данном случае пришествие Зла случилось на Фарерских островах. Да-да, это те самые Фарерские острова (между Данией и Норвегией), где живут потомки норвежских викингов (на сегодняшний день примерно 54 тыс. человек), где письменность появилась в конце XVIII века. И да, это те самые Фарерские острова, чьей традицией является гриндадрап, или фестиваль убийства на дельфинов-гринд, когда вода у берега краснеет от крови забитых животных. Несколько сотен человек наблюдают за процессом с берега, подбадривая любителей бессмысленного убийства прекрасных морских животных радостными воплями. Каждый год охотники забивают около 950 гринд, или черных дельфинов. Белобоких дельфинов убивают меньше, но с не меньшим энтузиазмом. Отвратительно, правда? Но местные жители считают эту бойню дельфинов неотъемлемой частью своей культуры. Вкратце, этого достаточно, чтобы представить себе место действия этого романа (и составить представление о культуре Фарерских островов).

    Ах, да, ещё стоит упомянуть о религиозности жителей: в Х веке св.Олаф принёс им христианство, сейчас - в основном, лютеранство (независимая Церковь Фарерских островов), и, судя по роману Стайнтора Расмуссена, влияние христианства там до сих пор сильно. Не раз мне вспомнилась цитата "Духовные, ять, люди..." из Терри Пратчетт - Правда , при чтении этой книги.

    Герои романа не вызвали у меня ни сочувствия, ни сопереживания, за исключением, разве что, убийцы -

    ...несчастная девочка, ставшая жертвой по всем параметрам - от предательства до насилия.


    Она никогда не была готова полностью простить мать. Хотя никто не может совсем уйти от своего начала и истории. Однако ей следовало больше всего винить не родителей, а само общество и школу. Она просто стала жертвой зашоренной мещанской религиозности местных общин, безосновательных подозрений и двойной морали. В детстве и юности она жила в лабиринте.

    по закону великой справедливости карать надо было не её. Но где вы видели справедливость, да ещё и в подобных сообществах, где прессинг общественного мнения - сам по себе главный злодей? И протестантская этика, узколобо трактуемая замкнутой общиной, в подручных его... Бедная, на самом деле так и не повзрослевшая девочка, болезненно пережившая развод родителей, преданная подругой (из мелкошкурных побуждений ононй), изнасилованная. так и не сумевшая избавиться от последствий той, давней, трагедии, которую всю жизнь несла на себе, как позорное клеймо, видимое только ей...

    Полиция тут показана предельно беспомощной, и если бы не невероятное везение, то преступник так и не был бы выявлен. Вообще, с везением/совпадениями тут всё просто сказочно. А, вот, с методикой расследования - нет. Тут нет ничего, по сути, кроме переживаний полицейского и досужих сплетен. На дворе 21-ый век? Да ладно... судя по тому как велось расследование, этого не скажешь (и где, спрашивается. команда экспертов, анализ ДНК улик и т.д., к которым нас уже приучили современные детективы? ну, на Фарерах, видать, так не принято).

    Само по себе убийство, впрочем. тоже не кажется убедительным ( в отличии от мотива). Убедительны только описания красот острова, где всё и происходит, городка и атмосферы замкнутого сообщества с его сплетнями и предвзятостью.

    В целом, история не из интересных (довольно предсказуемо - убийцу вы вычислите почти сразу), банальный (при всей его чудовищной обыденности) мотив, никакое расследование, неживые диалоги, картонные герои. Скучно... Можно было и не читать. И да, тэг "Графомания", присвоенный этому детективному роману не случаен.

    13
    199