Рецензия на книгу
Fragile Things: Short Fictions and Wonders
Neil Gaiman
Аноним28 октября 2014 г.Нил Гейман - настоящий кудесник.
В самом деле, как еще назвать писателя, который из невзрачных 26 букв английского алфавита умудряется творить такие невесомые и волшебные вещи. Гейман берет эти буквы, как семена, и выращивает из них свои собственные невозможные миры. Поэтому, наверное, я его рассказы люблю даже чуточку больше, чем романы. Они не все одинаковы, конечно: одни нравятся чуть больше, другие чуть меньше; одни цепляют за жизнь, а другие оставляют безучастными, но во всех есть что-то удивительно сказочное.
Что самое прекрасное в его рассказах, так это то, что встречаются среди них такие, что вроде бы занимают одну страничку, а то и всего один-два абзаца, зато бьют точно в цель. А есть такие, что вроде бы занимают объем стандартной новеллы, а рассказывают огромную историю, да еще и умудряются перевернуть реальность с ног на голову. В этом сборнике и тех, и других хватает. Не буду писать о каждом рассказе конкретно - я специально читала "Хрупкие вещи" по чуть-чуть, растягивая удовольствие и впечатление от коротких историй и стихов, - и под конец ненужные впечатления отсеялись, осталось, как мне кажется, самое нужное.
В первую очередь, "Этюд в изумрудных тонах" - это просто что-то! Всем любителям неистовых поворотов, викторианских лондонов, шерлокхолмсов и прочих мориарти настоятельно рекомендую. Это крайне изящно, атмосферно и полностью передает дух рассказов Конан Дойла (и немножко Лавкрафта). А уж концовка так вообще прекрасная, выше всяких похвал. Безумно жаль, что Гейман оставил "Этюд..." всего лишь повестью, а не развил в полноценный роман. Хоть я и не фанат кроссоверов Шерлока Холмса с разного рода мистикой, но этот рассказ однозначно заслуживает высшей оценки. Для меня - лучший рассказ в сборнике.
Чем-то схожа с "Этюдом" короткая история "Проблема Сьюзан", только тут автор цепляется не за рассказы Конан Дойла и Лавкрафта, а за "Хроники Нарнии", и рассказ настолько же волшебный. Вот только волшебство тут у Геймана грустное, пропитанное опытом разочарований и неверий. Волшебство для повзрослевших. Получилась весьма философская сказка: некоторые идут с верой по жизни и вознаграждены, некоторые теряют, а потом тратят всю жизнь, чтобы возвратить. Мне эта тема близка и понятна. В рассказе ровно столько волшебного, сколько и человеческого.
"Другие люди" - тоже особая моя любовь. История занимает от силы полторы страницы, но сколько в ней мощи и сколько боли. Это даже не история, так, заметка о сложном устройстве человеческой души. Или простом. Как посмотреть. Наши демоны - это мы сами. Рассказ был бы по силе на первом месте наравне с "Этюдом в изумрудных тонах", если бы я когда-то уже не прочитала подобное у Аберкромби, только одной фразой ("Сначала пытают тебя, потом пытаешь ты"). Да и в "Сверхъестественном", кажется, подобная тема всплывала. Что, конечно, ничуть не умаляет силы рассказа и таланта рассказчика. Да еще и элегантная отсылка к Сартру в названии (по-английски его знаменитая фраза звучит с небольшим уточнением: Hell is other people.)
"Октябрь в председательском кресле" я также не могу не упомянуть. С октябрем у меня особые отношения. В этом месяце со мной всегда что-то происходит, иногда странное и даже удивительное. А тут оказывается, что Октябрь еще и удивительный рассказчик.
У Геймана вообще потрясающий выбор произведений, просто-таки на любой вкус. Как по мне, так мало он пишет романов, я жадничаю, хочу больше. Но и рассказы с лихвой компенсируют недостаток. Тем более, что у меня еще где-то "Дым и зеркала" завалялись - вполне хватит, чтобы растянуть до выхода нового романа.
А там, глядишь, я и до комиксов его доберусь, тем более, что после очередной уборки "Люцифер" всплыл из глубин книжных завалов.
47366