Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    BeeBumble27 октября 2014 г.

    Столько противоречивых отзывов, но как трудно достигнуть сути! Специалистами написаны целые труды, но и тут точки над i все еще не расставлены.

    Вот и я - еще один "писака" на избитую тему. Тема-то избита, но далеко не раскрыта для личного понимания, поэтому и пишут. Поэтому и пишу.

    Роман я перечитывал неоднократно, и не стыжусь заявить, что мне он всегда нравился. Даже без попыток проникнуть в самую его тайну, суть которой, возможно, мы никогда не узнаем. Которой, возможно, и нет вовсе. И не считаю постыдным говорить о том, что ввиду своей многослойности, роман этот нравился мне в разные годы благодаря разным достоинствам: в юности - за динамичный сюжет, в молодости - за яркую любовную историю, в зрелости - за несравненные булгаковские язык и сарказм. Этот роман - как кубик Рубика, как калейдоскоп: кто как повернет, такую палитру и получит. Спорить можно до бесконечности.

    Несколько слов о "моральных обликах" Мастера и Маргариты. Много мнений о них довелось прочесть, вплоть до самых категоричных и даже откровенно циничных. Конечно, сам Булгаков не идеализирует своих персонажей. Но явного осуждения, тем более клеймения их в романе я не увидел. По-моему, героям он явно сочувствует, и, например, несмотря на явно бесовскую составляющую образа Маргариты, она - самый живой и человечный персонаж книги. Вспомните хотя бы о ее поступке с освобождением Фриды.

    Аналитику пласта теософии и мистицизма в романе не провожу, т.к. далеко не эксперт в этих вопросах. Специалисты анализируют, пишут труды, спорят - это, между прочим, к чести Булгакова: какую задачку всем задал! Мне только почему-то кажется, что основная боль автором не здесь выражена.

    А на другой аспект романа не могу не обратить внимание - его едкая сатирическая составляющая равносильна подвигу, если учесть годы написания. Всемогущее неназванное ведомство решает любые вопросы, круглосуточно и повсеместно. Без всяких преград. В общем-то, и на Воланда и К достаточно быстро вышли, только взять не смогли, но это уже другая история, явно не имеющая стыков с реальностью. Описано смешно и забавно. Но тут же - многократно повторяемая мысль о страхе, как о главном грехе.

    "- Алоизий, ты дома? -- спросил голос где-то вверху над брюками, за окном.

    • Вот, начинается, -- сказал мастер.
    • Алоизий? -- спросила Маргарита, подходя ближе к окну, -- его арестовали вчера. А кто его спрашивает? Как ваша фамилия?

    В то же мгновение колени и зад пропали, и слышно было, как стукнула калитка, после чего все пришло в норму."

    Страх правил бал повсюду, и атмосфера жуткого страха витает в строках этого веселого произведения. И то, что этот страх обозначен, есть попытка его в себе побороть и помочь побороть страх другим, тем, для кого труд писателя предназначается. И если уж нереально победить, а встраиваться в систему не позволяет человеческая честь, то, может быть, сделка с Дьяволом - лучшее из зол?

    "Чтобы знали, чтобы знали" - уже будучи смертельно больным и испытывая проблемы с речью, шептал жене Булгаков по поводу своего романа. Это было в конце пути. А вначале пути была статья "Грядущие перспективы". Кому интересно - найдите и прочитайте.

    12
    106