Рецензия на книгу
Ошибка Пустыни
Мария Соловьёва
Аноним7 мая 2024 г....ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше
«Ошибка Пустыни» во многом достаточно классический образец фэнтези: смесь приключенческого, героического и эпического, но с элементами традиционного романа-воспитания. В центре истории девушка Лала, не знающая свей семьи и своего прошлого, разительно отличающаяся от окружающих, всеми понукаемая и презираемая. Будучи служанкой в богатом замке, она периодически подвергается насилию со стороны брата хозяина, фактически становясь его наложницей.
Читатель знакомится с ней в тот момент, когда Лала прячется в лесу после побега. Автор без вступлений и объяснений погружает в события, по крупицам раскрывая историю Лалы, причину побега и жизнь до него. Произведение можно сравнить с кочаном капусты или луковицей, так как автор, словно снимая листья, шаг за шагом рассказывает, как Лала жила в замке, как к ней относились окружающие и как это повлияло на её жизнь.
На первый взгляд может показаться, что автор отправляет Лалу в классическое путешествие героя, который находит своё предназначение, проходит обучение, приобретает силу и в итоге занимает место некоего спасителя, освободителя и защитника. Однако Лале, попавшей на родину, приходится вновь стать рабыней. Желавшая найти сородичей и семью, она оказывается чужой на земле предков, потому что не знает ни языка, ни обычаев – не имеет ничего, кроме похожей внешности. Она проходит длинный путь от служанки до ученицы Мастера Смерти, сама становится Мастером, но не получает заслуженного уважения и почёта. Раз за разом вокруг Лалы появляются люди, которые стремятся использовать её, подчинить и принудить: Ишиндалла, члены Совета, Лириш. Они не видят в ней равную. Для них Лала либо рабочая сила, либо обладающий даром ашайн, которого можно использовать во благо, либо угроза прежнему порядку.
С одной стороны, Лала – классический герой фэнтези, избранная, первая женщина-Мастер Смерти за долгие годы, видит вещие сны и способна изменить мир. С другой стороны, вместо ожидаемой поддержки она получает лишь тычки в спину, что не характерно для классического избранного. На её стороне выступают лишь пришлые пираты, возглавляемые давним знакомым Тиком, покалеченный Ушаш да животные, с которыми Лала как будто общается даже лучше, чем с людьми. Тем самым автор как бы ломает привычные каноны жанра и образа героя-спасителя.
В сочетании с необычным образом героини интереснее, ярче и непривычнее одновременно звучат вроде бы знакомые каждому проблемы: расизм и национализм, сексизм и эйблизм, классовое неравенство и сексуальная эксплуатация. Сначала может показаться, что этим темам не место в классическом фэнтези о поиске собственного пути, однако автор умело их вплетает через истории Лалы, Ушаша, описание быта заморских людей и ашайнов. Отдельное внимание хочется уделить тому, как преподнесена тема насилия.
Впервые на моей памяти героиня, которую длительное время принуждали к сексуальным отношениям, не смиряется с ними как с чем-то должным и не идёт потом на поводу у Лириша, предлагающего ей «любовь и семью», а отказывается от секса как части взаимоотношений. По этой причине между ними происходит разлад: она отказывает ему в близости, потому что подобное ей противно, а Лириш отказывается принимать её выбор и даже оскорбляется. То есть герой, смотревший на Лалу как на силу, с помощью которой можно изменить страну, начинает воспринимать её как сексуальный объект. Но ни разу в его действиях и отношении к Лале не было уважения, он не считал её равной, личностью. Он боялся её силу, уважал магию, которой она владеет, но не саму Лалу, вечно говорил загадками и пытался ей управлять.
На его фоне покалеченный и страдающий психическим расстройством Ушаш, которого Лала начала лечить и поддерживать, выглядит более достойным, потому что видит в Лале ашайна, с которым можно поговорить, с которым нужно быть честным, которому важно помочь, не ожидая ничего в ответ. Ушаш готов пожертвовать собой ради благополучия Лалы, в то время как Лириш готов пожертвовать Лалой ради всеобщего блага.
Интересен выбранный автором сеттинг: большая часть событий происходит в пустыне, в обществе, которое максимально похоже на классическое арабское. Описываемая архитектура, одежды, образ жизни, пища – все напоминает Ближний Восток, караваны на верблюдах и пустынные оазисы. Это свежо и интересно в изобилии историй с современным или средневековым сеттингом.
Отдельным удовольствием являются второстепенные персонажи – как люди и ашайны, так и животные: эмоциональный и забавный дром, очень характерный золотистый анук, первый помощник Лалы Чигиш, Мастер Шай, Тик. Они появляются на разных этапах жизни Лалы, проводят с ней отведённое время и так же уходят – каждый по-своему. Но они оставляют после себя нечто важное: чувства, эмоции, знания и осознание того, что она, Лала, не одинока, что есть кто-то, кому она дорога и важна.
Очень ярко, от начала и до конца, в истории звучит мотив дома, который ищет Лала. Это и конкретный дом, в котором может жить её семья, и дом как место, в котором она будет чувствовать себя своей. И автор очень умело передаёт боль, горечь и разочарование героини, когда она понимает, что на земле ашайнов она так и не обрела дома, что ни внешность, ни сила Мастера Смерти не помогли ей влиться в общество, потому что она отличается от окружающих внутри. Что, кстати, иронично и похоже на проблему, из-за которой Лала решилась на побег в самом начале: она понимала образ жизни и мысли заморских людей, но отличалась внешне.
Кому-то может даже показаться, что вопрос дома остаётся открытым: Лала находит то, что осталось от её семьи, узнает правду о своём рождении и осознает, что ей, вероятно, нет места ни в новом доме, ни в Пустыне вообще. Однако я думаю, дом и семью она все-таки обрела – в лице Ушаша. И её дом будет с ней, куда бы она ни пошла.Содержит спойлеры4208