Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним27 октября 2014 г.Я повсюду вижу счастье, и только мне оно не досталось.Наконец-то я соблаговолила припасть к истокам этой истории, столько раз перепетой, переосмысленной, экранизированной, превращённой в мультик; истории, которая всем известна (такое чувство, что с рождения) и успела порядком надоесть даже тем, кто её не читал. Гениальный учёный, ожививший мёртвую плоть, да ещё и сросшийся с этой мёртвой плотью в сознании многих людей. Кому не приходилось сталкиваться с отождествлением Франкенштейна и созданного им монстра? Всем приходилось.
В общем, когда читаешь первоисточник такой вот истории, он зачастую кажется черновиком, в котором ничего толком не раскрыто и загадок больше, чем ответов на них. Любопытно, что в этой книге нет ни слова о том, как Франкенштейн оживил монстра и из чего он его собирал. Куски разлагающихся трупов, бушующие молнии и суровые нитки - где они? В предисловии вскользь упомянут гальванизм, да, но в самом романе рассказчик хранит суровое молчание, оставляя будущим экранизаторам широкий простор для фантазии. Мне показалось трогательным, что Франкенштейн старался сделать своё создание красивым, пропорциональным, подбирал черты, казавшиеся ему приятными... и всё равно получился жуткий урод, поправ все замыслы творца и ещё раз подтвердив, что "человек предполагает, а Бог располагает".
В современной интерпретации меня больше всего подкупают сыновние чувства монстра к профессору (в некоторых вариациях и профессор относится к нему с отцовской заботой, как в милейшей "Ночи в одиноком октябре" Желязны, где монстр - туповатый добряха). У Мэри Шелли он - скорее герой-богоборец. В качестве бога, понятно, выступает создатель, к которому его творение сначала тянется с надеждой, потом проклинает с ненавистью, а под конец - раскаивается и страдает. Я бы даже сказала, что монстр тут - типичный романтический герой, одинокий, непонятый толпой, с высокими чувствами (он читает Мильтона и Плутарха!), служащий злу только потому, что душа его ожесточилась от страданий.
К герою-богоборцу прилагается довольно расхлябанное божество, не умеющее ни решение принять, ни события спрогнозировать. "Делай же хоть что-нибудь!" - взывала я к Франкенштейну, читая роман. Тщетно, увы, большую часть времени он сидел как пень на берегу, падал в обморок от горя, валялся в горячечном бреду, ждал, пока всё само собой образуется - в общем, вёл себя как нервная барышня. Конечно, на его месте почти каждый спятил бы; так что образ учёного достаточно достоверен. Но в итоге они с монстром составили такую милую пару кающихся грешников, что я всё ждала, когда же они обнимутся и разрыдаются.
Несмотря на попытки иронизировать, в целом роман мне понравился. История довольно долго подбирается к главному событию - созданию монстра, но уж после этого раскручивается и становится захватывающей. Чудовище, подглядывающее за людьми и мечтающее о друзьях и любви, трогательно и отвратительно. "Франкенштейн" - не просто ужастик, но образец сюжета, которому суждено стать вечным. Человек, не могущий обуздать зло, которое сам сотворил; человек, пытающийся превзойти Бога, но терпящий крах; творение, проклинающее творца и обожающее его... Нет, не скажу, что это удивительно глубокомысленное произведение, но созданные Мэри Шелли образы неисчерпаемы.
1455