Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    yuol24 октября 2014 г.

    дневник читателя

    22.10.2014 (лекарство от отчаяния)

    Читаю сейчас “Триумфальную арку” Эриха Марии Ремарка. Сдерживаю себя, стараюсь читать медленнее, не пить залпом, а глоток за глотком, смакуя, словно дорогое выдержанное вино, вслушиваясь в его букет. “Триумфальная арка” намного сложнее, чем “Три товарища”, но от этого своей привлекательности не теряет. Если можно привести такое сравнение – “Три товарища” – это молодая, красивая, полная жизни и сил, девушка, которой ты любуешься, радуясь ее красоте, а “Триумфальная арка” – это женщина, которую потрепала жизнь и это видно по ее взгляду, боль и испытания оставили свой след в мелких морщинках вокруг глаз, скорбных складках около рта, но образ этой женщины завораживает тебя, не отпускает, и ты явственно ощущаешь власть, которую она имеет над тобой, правда, не до конца понимая природу этой власти.

    Меня тронула одна цитата – главный персонаж описывает то, чем стали для него книги. На сегодняшний день этот “глоток” – самый вкусный, лекарство от отчаяния.


    …он взял несколько книг и положил их стопкой на столик у кровати. Он купил их недавно, чтобы читать в бессонные ночи. С ним происходило что-то непонятное – книги приобретали для него все большее значение. И хотя они не могли заменить всего, тем не менее задевали какую-то внутреннюю сферу, куда уже не было доступа ничему другому.

    Он вспомнил, что в течение первых лет жизни на чужбине ни разу не брал в руки книги. Все, о чем в них говорилось, было слишком бледно по сравнению с тем, что происходило в действительности. Теперь же книги превратились для него в своего рода оборонительный вал, и хотя реальной защиты они не давали, в них все же можно было найти какую-то опору. Они не особенно помогали жить, но спасали от отчаяния в эпоху, когда мир неудержимо катился в непроглядную тьму мрачной пропасти. Они не давали отчаиваться, и этого было достаточно.

    23.10.2014


    Я тебя отлично понимаю: вот ты сидишь здесь, и тебе кажется, что ты сделал все не так, как надо. Избавься ты, ради Бога, от этих мыслей! Если хочется, разбей что-нибудь крупное и не слишком дорогое. К примеру, разнеси на куски все кадки с пальмами в «Энтернасьонале».
    – Нет смысла.
    – Тогда говори. Говори, пока хватит сил. Выговорись до конца и почувствуешь облегчение. Ты не русский, иначе ты бы это понял.

    Не утерпела и дочитала на работе “Триумфальную арку”. По моим ощущениям в этом романе Ремарк, словно художник, нарисовал масляными красками, придающими картине объем и выпуклость, реальность жизни во всей ее неприкрытой наготе.

    Признаюсь, в последнее время я особенно не люблю говорить, читать и слышать об объективной реальности, терпеть не могу тупую “констатацию” фактов, оправдывающую свое бездействие. Но у Ремарка все не так… Его полотно захватило меня, хотя не было написано в столь любимых мной пастельных или теплых тонах. Оно мрачно, на него больно смотреть, больно ощущать весь мрак и какую-то безысходность нашего бытия и в то же время оно тебя настолько завораживает и захватывает, что ты буквально не можешь от него оторваться.

    В одной рецензии на роман Алексея Поляринова “Пейзаж с падением Икара” его упрекнули в том, что в главном персонаже слишком много самого автора. А я вот читала “Триумфальную арку”, находила Эриха Марию Ремарка в докторе Равике и это было просто прекрасно, в этом была жизнь реального человека из плоти и крови, а не безжизненная фантазия.

    В “Триумфальной арке” Ремарк словно бы проживал жизнь так, как хотел бы ее прожить (не меняя ее в корне), совершал те поступки, которые не мог совершить сам, вкладывал в уста персонажей свои мысли. Возможно, я не права, но в отношения доктора Равика с женщинами, врагами, друзьями и просто людьми он вложил все то, что хотел бы в своей собственной жизни и не имел.

    *


    Жизнь – нечто большее, чем свод сентиментальных заповедей.

    Мне кажется, одна из отличительных черт Ремарка – удивительная способность настолько объемно и глубоко нарисовать реалии человеческой жизни, что ты просто не можешь выносить какие-то оценки. Потому что мы “вершим суд” только если видим ситуацию и людей в ней поверхностно. Но, увидев ее глубже и шире, ты никогда не станешь судить. Как-то совсем иначе в этом контексте звучит евангельская истина: “Не судите, да не судимы будете”.

    Реальная любовь

    Я читала много цитат из “Триумфальной арки” и большинство из них было о любви. В лайвлибе первое место в списке цитат и рецензий на эту книгу занимает тема любви. Но мне эта тема не показалась лейтмотивом романа. Хотя Ремарку удалось удивительно правдоподобно нарисовать любовь в том виде, какой мы часто наблюдаем в нашей реальной жизни. Меня захватила возможность взглянуть на из один часто встречающихся женских типажей глазами мужчины, и, конечно, отдельных черт которого вдоволь встречается в каждой из дочерей прародительницы Евы.

    Язык Ремарка точен и тонок как скальпель в руке доктора Равика. Чего греха таить… я узнала и себя в некоторых поступках Жоан Маду. Бедные мужчины… нелегко вам с нами приходится (такими темпами я могу легко заделаться женоненавистницей).

    Война

    20 век был воистину проклятым веком, век двух мировых войн, каких не было никогда прежде. Все завоевания и завоеватели, бывшие раньше, на фоне этих двух войн кажутся просто детским лепетом. Никогда не задумывалась над тем, что переживали люди, оказавшиеся между ними, словно между молотом и наковальней? И не в более ли тяжелое время живем мы, дети века 21?..

    Воля к жизни

    Несмотря на мутно-серый мрак, служащий фоном этому полотну, “Триумфальная арка” – это гимн человеческому жизнелюбию и мужеству: удивительному, нелогичному, вопреки всему и вся, на зло смерти. Посреди всего этого ада, посреди потерь и беспросветности отчаяния - человек не просто выживает, но умудряется еще и обрести себя, снова стать самим собой. Для меня это не символ конца, а то, что называется "волей к жизни".


    Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От нее можно отказаться – это нехитро. Но разве одновременно не отказываешься и от мести, от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, оплевывается, над чем глумятся, что зовется верой в человечность и в человечество? Эта вера живет вопреки всему. Хоть она и пуста, твоя жизнь, но ее не выбросишь, как стреляную гильзу!
    9
    34