Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2014 г.
    — Если бы вы только знали, как мне хотелось бы остаться, — медленно сказала она. — Я согласна быть бедной и одинокой, только бы остаться! Остаться! Все остальное — ложь и мужество отчаяния.

    Язык повествования Ремарка медленно затягивает себя, словно в зыбкую песочную трясину. Отстраненный, немного прохладный и безразличный, он порою способен нарисовать такие яркие картины в фантазии, что еще долго будут преследовать по ночам.


    Они живут так, словно смерти не существует. И при этом ведут себя не как герои, а как торгаши! Они гонят мысль о быстротечности жизни, они прячут головы, как страусы, делая вид, будто обладают секретом бессмертия. Даже самые дряхлые старики пытаются обмануть друг друга, преумножая то, что уже давно превратило их в рабов, — деньги и власть.

    Какая-то опустошенность видна и у главных героев, заставляя их дико гнаться вперед - за чем же? - не зная усталости и опасений. А в перерывах меж великими прыжками и гонками (как бы символично это не звучало), они останавливаются, оборачиваются, и с тоской взирают на закат.
    И в голове каждого из них всплывает жуткий вопрос, который они страшатся озвучить.
    "Не ошибаемся ли мы?"
    А потом бег продолжается.

    Ненасытная и ветреная Лилиан, вызывающая не то жалость и бесконечное сострадание, не то раздражение. В своей спешке за той самой жизнью она рискует проглядеть ее, как рискует не заметить камня на своей дороге человек, смотрящий в небо. Она гоняется за образами, за мечтами, за впечатлениями, которым не суждено оправдать ее отчаянных надежд. Лилиан напоминает ребенка, что раз за разом берет в руки новую игрушку, чтобы разломать, отломить ей голову, насытиться, впитать в себя. Как вампир. Но достойна ли она осуждения? Отличалось бы наше поведение от ее в такой же ситуации?
    Проблема в том, что голод ее утолить невозможно.

    Циничный и немного эгоцентричный Клерфэ, который в своей усталости ото всего земного перестает считаться со всем и вся. Живет для себя, тихо скорбя о несправедливости мира сего и рассуждая о смысле нашего бытия, сидя за рулем "Джузеппе" и тоскливо глядя на шоссе перед собой. Дорога всегда наводит на такие мысли, не правда ли?

    Страшные картины войны и ужасающие воспоминания о ней отравляют их жизнь, мешая адекватно смотреть на вещи. Война открыла им истинный взгляд на вещи, на людей, живущих ради денег, ради статуса, престижа и прочей ерунды. Она смеются над ними, плачут из-за них. И они безмерно одиноки.
    Это то самое "потерянное поколение".

    Резюме: Книга для тех, кто не ищет однобокого взгляда жизнь. Книга для тех, кому не чужды моральные страдания. Книга для тех, кто истинно хотел бы знать, кто мы и все же - зачем?
    Но едва ли вы найдете здесь ответы на свои вопросы. Наоборот, их станет намного больше. И они не покинут вас до самого конца.

    2
    17