Рецензия на книгу
Lady Chatterley's Lover
D. H. Lawrence
Аноним23 октября 2014 г.К числу самых больших заблуждений человечества надо добавить еще и эту книгу. Во многих аннотациях к роману сказано, что это скандальный эротический роман, но почему же на первое место надо выносить эротичность? Ведь,как оказалось это глубокое философское произведение, наполненное размышлениями и умозаключениями. Увы, люди выхватывают лишь самое пикантное, поэтому у меня в мозгу этот роман стойко ассоциировлся с чем-то вроде "50 оттенков серого" (прости, Дэвид Герберт Лоуренс, мне очень стыдно за такое сравнение!!!),а уж никак не размышлениями на тему английского общества. Я думала, что меня ждет фривольное легкое чтение, получила же я намного больше. Я всем буду советовать прочесть эту книгу, если читателю захочется поразмышлять и задуматься. Сами же интимные сцены весьма целомудренны по сравнению с тем, что пишется сейчас.
Еще одно заблуждение,которое может постигнуть читателя перед ознакомлением с романом,это мысль,что роман может быть любовным. Для меня он ни в какой степени не подходит под эту категорию. Посудите сами - главные герои не образцы человеческой красоты и галантности, между ними не пробегало никаких искр, и даже после первого раза близости, Констанция Чаттерли не понимала сама - зачем это было нужно? К чему приведет? И уж нисколько ей не хотелось сломя голову бежать в объятия лесничего. Который кстати оказался тем еще фруктом!!!Далеко не простой персонаж, который сложно понять и раскусить. Из этой пары именно он на мой взгляд тянется к Кони больше, чем она к нему. Во всяком случае вначале. Лоуренс виртуозно обнажает чувства героев романа, лишая их всяких защитных оболочек. Интимность романа на мой взгляд именно в этом и заключается - человеческие чувства открыты для нашего рассмотрения, увеличены в сотни раз под лупой и подсвечены яркой лампой. И вот уже оказывается нет никакого благородства в его милости сэре Клиффорде, он постепенно костенеет в своем инвалидном механическом кресле, сливается с механизмом, сам становится механизмом. Меллрос, несмотря на свою казалось бы необразованность (что в данном случае не совсем верно, хоть он и является сыном шахтера, он достаточно много знает, читает и размышляет), высказывает порой самые интересные мысли, которые порой кажутся совсем невероятными. Как например желание уйти от всего человечества ближе к природе, либо же мысли о том,как вытащить шахтеров из их загрубелой оболочки, показать, что они люди со своими чувствами и мыслями. Тут еще затрагивается автором избитая тема классового разделения между "господами" и "работягами". Но в романе она представлена весьма интересно - начало XX века, аристократия умирает, не остается наследников известным благородным домам, а сами низшие сословия уже не высказывают былого благоговения перед имущими мира сего. Даже отношения между аристократкой Кони и простым лесничим в чем-то символичны - стирается грань между богатыми и бедными, и как следствие этого - конец романа, когда главная героиня решает уйти от своего нелюбимого мужа, лишиться его богатства и благородного имени для своего ребенка, лишь бы быть с любимым человеком, не скрываться и не прятаться.
Тут заключалось одно из самых моих больших разочарований. Я ненавижу книги с таким открытым концом. Роман буквально обрывается на письме Меллроса. Я долго еще листала страницы туда - сюда, надеясь, что мне откроется тайная страница с заключением. Хотя бы пару слов, хотя бы еще немного. Я сердилась на автора и на весь белый свет вместе с ним. Но после некоторых размышлений мне стало казаться, что для самого Лоуренса конец книги абсолютно не важен. Разведутся ли главные герои со своими ненавистными супругами, будут ли вместе, кого родит Констанция - все это как-то незначительно для автора (но не для меня). Главным являются те мысли, которые он пытался донести до читателя. В эссе автора, которое шло после романа есть ответы на многие вопросы к автору, которые накапливаются по мере чтения. Он хотел и сексуального раскрепощения для своих современников, и показать как отмирает аристократия. Он много чего хотел, но каждый читатель все же на мой взгляд находит здесь что-то свое, что-то в большей или меньшей степени заостряет его внимание. Для кого-то это будут фиалки в лобковых волосах, а для кого-то умерший дом старого аристократа, по парку которого ходили шахтеры нисколько не высказывая почтения старому сэру.1392