Рецензия на книгу
The Fault in Our Stars
John Green
Аноним22 октября 2014 г."You are fated to live out your days as the child you were when diagnosed, the child who believes there is a life after a novel ends."Об этой книге я узнала от подруги, которая с неожиданной для поклонницы мультиков фанатичностью бросилась скупать все книги Джона Грина (она даже в Испании купила одну, причем на английском). Но именно "Виноваты звезды" она покупать упорно не хотела, объяснив это одной фразой: слишком грустно. Поэтому она досталась мне. Но долго лежала мертвым грузом: я несколько раз начинала ее читать и откладывала, больно уж свежа подобная история в моей собственной памяти. Очень уж тяжело переживать подобное снова. Поэтому, кстати, ее не рекомендуется читать тем, кто не любит тему болезней, безысходности и смерти.
Поэтому, наверное, мое отношение к книге получится довольно предвзятым. Читать про борьбу со смертью, про это балансирование на грани жизни, когда ты знаешь, что "не сегодня" уже не прокатит и она все равно возьмет свое, - это действительно грустно, пусть и звучит банально. Если ты такое уже пережил, тоска не такая острая, и слезы к глазам не подкатывают, но она все равно возвращается. Поэтому я не хочу писать об этой стороне книги. Эта сторона мне не нравится. Но, как сказал один из героев шикарного каталанского сериала на ту же тему: "не важно, что ты умрешь. Важно, что ты жил по полной."
Как раз это мне в книжке и понравилось: ведь главная героиня Хейзл, несмотря на болезнь, когда твое собственное тело оборачивается против тебя и пожирает тебя изнутри, старается жить на всю катушку. За триста страниц книги она успевает (спойлеры!) завести друзей, помочь пережить разрыв, полежать в больнице, попутешествовать, исполнить свою мечту и найти любовь. Честное слово, просто удивительно, как у нее хватает на это смелости и силы воли (я бы на ее месте точно замкнулась бы в себе и никакая сила не заставила бы меня посещать группы поддержки). Для нее это не трагедия, а обычная жизнь, но она не сдается. Но даже не в этом главный плюс книги. Скорее в особой, созданной повествованием Хейзл, атмосфере, заставляющей хоть на секунду, но задуматься о лучших сторонах этой жизни: о поддержке, нежности, стремлением жить. Кстати, особенно удачной в этом плане получилась экранизация: видимо, сделали свое черное дело саундтрек и крайне милые актеры. Тот редкий случай, когда фильм понравился больше, чем книга.
Но еще я понимаю и Питера ван Хоутена и все эти его причуды: и алкоголизм, и нежелание общаться с людьми, и объяснение, что нет никакого продолжения; история заканчивается. Как, ну как можно было после разговора с ним не понять, что тоже кого-то потерял?! Что он не просто придумал, а пережил?! Что история действительно заканчивается, и нет никакого продолжения. Может, дело в том, что я тоже обещала своему такому человеку - только не Амстердам, а Лондон. Но его все равно уже не случится. Чертово личное восприятие. Чертов вопрос, уже год не дающий мне покоя: кто решает, кому уйти, а кому остаться, и почему забирает любимых людей?! И к черту, что здесь рассказывается история влюбленности: с равным успехом это может быть дочь, брат, отец.
Я бы очень советовала эту книгу подросткам, которые полагают, что жизнь - отстой из-за проблем вроде родителей, не отпустивших на концерт, или бросившего парня, невероятно серьезны. Она поможет понять, что жизнь всегда - абсолютно всегда - сложнее, чем кажется, и что всегда остается надежда. Даже если стремные злобные дядьки - и не важно, пишут ли они книги или носят белые халаты, - пытаются убедить вас, что это не так.
1137