Рецензия на книгу
Венерин волос
Михаил Шишкин
maksmnve21 октября 2014 г.Эта книга никогда не попала бы в поле моего зрения, если бы не потрясающий спектакль театра "Мастерская Петра Фоменко" "Самое важное". Это шедевр! Неудивительно, что на него так сложно попасть. И конечно я захотела познакомиться с первоисточником.
Это было трудное чтение. Давно я так не спотыкалась о книгу. Читала ее полтора месяца! "Венерин волос" стоит читать вдумчиво и размеренно, он к этому располагает. Но я в нем просто завязла. Несколько параллельних линий, переходы от одной к другой без предупреждения - это не проблема. И поначалу все шло хорошо. Но чем дальше, тем все более бредовыми становились беседы Толмача с беженцами, все пространнее и невнятнее рассуждения о смешении времен, любви и взаимосвязи всего и вся. А последние страниц 80 прочитала вообще на одной силе воли, потому что началась полная бессвязица.
И не то чтобы книга неинтересная. Местами даже очнь увлекает. Например, дневники певицы читала с огромным удовольствием. Как и историю Толмача и Изольльды. Да и его беседы с беженцами поначалу. Потрясающее владение языком. От некоторых фраз получаешь удовольствие, как от красивого вида, настолько они образны и в то же время лаконичны.
В запруде по отражениям облаков бегали небомерки.
Снег валит густой, медленный, прошлогодний. Огромный дом-новостройка будто поднимается в снегопод, как цеппелин.
Открыл форточку - воздух уперся лбом в занавеску.Но зачастую это просто язык ради языка. Автор большой эрудит и интеллетуал, чем порой просто задавливает. И вместо интереса возникает чувство собственного убожества и отсталости. Потому что очень много лишнего, информации ради информации, часто она ничего не дает и ни с чем не связана. Дальше начинаются сказания про героев мифов и древней истории, орочи, млыво, Ниневия, бесконечная Италия, и обязательно про Чечню и обязательно с такими подробностями, чтобы пробить до мозга костей. Автор вообще очень любит этот прием и злоупотребляет им - вставит вдруг одну фразу, но такую, чтоб до содрагания просто.
Ощущение безысходности и беспросветности - вот основное впечатление от книги. К концу автор очень увлекся красивым слогом и пустил сюжет по боку. Я многое могу понять, но когда 12 страниц подряд идет поток разрозненных предложений, не имеющих никакой связи между собой - это уже перебор. И обязательно побольше тяжелого и шокирующего.
Когда персидский шах Ага Мохамед захватил Тифлис, его солдаты старались не только изнасиловать как можно больше женщин, но и пометить каждую - надрезали изнасилованным сухожилие на правой ноге - и сейчас еще, через много лет, можно встретить старух, хромающих на правую ногу.
Сын умер в больнице, после вскрытия привезли в морг вещи, стали одевать, поднял его голову, а та легкая, как спичечный коробок, - вынули мозг.Зачем это? К чему? Это отдельные фразы, не имеющие никакой связи со всем остальным. В жизни много мерзости и ужасов, но не все их надо выливать на читателя.
А главное, что все герои какие-то не живые, не настоящие. Им трудно сопереживать. Их эмоции и рассуждения не находят во мне отклика. Философия автора очень далека от меня, я ее не чувствую и потому не верю ему. Рассуждения многих героинь о любви и жизни кажутся мне фальшивыми и ненатуральными, эмоции - преувеличенными, а сами эти женщины производят впечатление экзальтированных особ, не более. Только певица в своих дневниках выглядит живой и настоящей.
Смерть - важнейщая, неповторимая минута жизни, от которой столько зависит и в будущем, и в прошлом, - нельзя пускать это на самотек, надо к ней готовиться, надо ее строить.Фраза красивая, но много ли в ней настоящего смысла? Я иначе понимаю жизнь.
Не жалею, что прочитала, интересный опыт. Но, если бы не спектакль, не гениальные актеры Фоменко, я бы не осилила "Венерин волос", бросила бы на середине. Думаю, что сокращение книги страниц на 100 пошло бы ей только на пользу.
6326