Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Godfather

Mario Puzo

  • Аватар пользователя
    Аноним19 октября 2014 г.

    Когда мне было лет 6, я впервые посмотрела сериал «Vendetta: Secrets of a Mafia Bride», или «Крестная мать 2». История девушки, пытающейся найти убийцу своего отца, глубоко запала мне в душу, и я пронесла ее сквозь годы. А вот экранизацию «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы мне так и не довелось посмотреть. Поэтому, начиная читать книгу, я знала лишь то, что она о мафии, о семье Корлеоне, а еще была наслышана об эпичном моменте в кабинете дона на свадьбе дочери, когда он принимал одного из многочисленных просителей. Ну, знаете: «… теперь, ты приходишь и говоришь: дон Корлеоне, мне нужна справедливость. Но ты не просишь с уважением, не предлагаешь дружбу, даже не думаешь обратиться ко мне — крёстный…»

    Я очень люблю книги о сильных людях, но последнее время я частенько задаюсь вопросом: «Какого черта о таком персонаже вообще кому-то в голову пришло написать книгу?» Открывая для себя новое произведение, я ищу в нем поддержку, утешение, и чаще всего – вдохновение. Мне хочется восхищаться героем, хочется учиться стойкости, мужеству и отваге, умению анализировать свои и чужие действия, быть верным своим принципам. Но чаще я вижу никудышных персонажей, которые не имеют понятия, что им нужно от этой жизни, которые только и делаю, что денно и нощно страдают в своем пустом мирке, ожидая не пойми кого или чего.

    Поэтому «Крестный отец» стал для меня глотком чистого воздуха, новой надеждой. Казалось бы, как вообще книга о мафии, о головорезах и убийцах, о наркоторговцах и держателях притонов, может вызывать что-то, кроме отвращения. Но мне она показалась чем-то невероятно прекрасным, вдохновляющим и наполняющим уверенностью в себя, в свои силы и возможности, в свой ум.

    «Крестный отец» по-новому открыл для меня смысл выражения «кишка тонка». Я поняла, что мне было бы слабо сделать многое из того, что пришлось предпринять героям книги. И я сейчас говорю не только об убийствах. Я говорю о тех поступках, которые пришлось совершать героям книги, чтобы остаться в живых, чтобы прокормить свою семью, чтобы не прогнуться под этот безумный мир; об умении держать себя в руках, какие бы жизнь не преподносила тебе испытания. Я восхищалась каждым словом и поступком Вито Корлеоне, его умением мастерски манипулировать людьми, и понимала, как далеко мне до его невероятной выдержки. Я ведь всегда выговариваю людям то, что о них думаю, без промедления бросаюсь «в драку», чтобы обелить свою «поруганную честь», словно Санни Корлеоне, с его вспыльчивостью, склонностью к опрометчивым поступкам. И Марио Пьюзо четко показывает нам, что такое поведение до добра не доводит.

    Особенно мне понравилось, что ни один персонаж не был лишним, плоским или непроработанным; понравился и язык, которым написана книга. Моя любимая «золотая середина». Ни единого лишнего слова, все четко, ясно и понятно. И при этом невозможно оторваться. В наше время, когда пишут все, кому только не лень, книги, подобные этой, встречаются так редко, что у меня периодически опускаются руки и хочется совсем перестать что-либо читать. Поэтому я невероятно благодарна случаю, из-за которого эта книга попала ко мне в руки.

    Плюс ко всему, действие книги происходит в 40-е годы двадцатого века. Я обожаю этот период: время, когда нравы постепенно становятся более свободными, когда меняется представление людей о мире и своем месте в нем, когда появляется та музыка и те фильмы, которые мне так нравится. Люди середины 20-века замечательны еще и потому, что, несмотря ни на что, они чтут традиции и руководствуются теми базовыми принципами, по которым жили их предки: уважение к старшим и женщинам, бережное отношение к детям, любовь к своей земле. В это плане семья Корлеоне, каким бы это ни показалось странным, образцовое семейство.

    Видится мне, что одна и та же книга, прочитанная в разные жизненные моменты, может вывести на передний план и разные вопросы. Думаю, будь я сейчас на стадии создания собственного бизнеса, сталкиваясь с бюрократией и волокитой, меня бы еще больше, чем сейчас, волновало то, как Вито Корлеоне смог достичь подобного невероятного величия, его борьба с правительством и другими семьями. Но сейчас самый сильный отклик в моей душе нашла проблема положения женщин в этом суровом мужском мире. Я практически билась в истерике, когда читала о том, как их задвигали в угол, о том, как от них скрывали те или иные вещи. Но постепенно все стало на свое место. Я поняла, почему Конни терпела своего непутевого муженька, отчего жена Вито никогда не задавала вопросов и каждое утро направлялась в церковь, почему Кей выбрала себе такую жизнь. Наверное, быть женщиной в мире мафии даже сложнее, чем мужчиной.

    Марио Пьюзо совершил, по моему мнению, невероятное. Он раскрыл в книге целое множество параллельных сюжетов, которые иногда были чертовски неожиданными, как, например, история Люси Манчини. Не знаю, что сподвигло автора написать о проблеме такого рода, но я немного обалдела и зауважала его еще сильнее. Даже в наше время не многие бы осмелились пойти так далеко. Интересно, что в 1969 году подумали об этом первые читатели «Крестного отца»?

    Больше всего мне нравились моменты, когда Пьюзо заставлял меня забыть, о чем основной сюжет книги, о ниточках, подброшенных заранее и наводящих на определенные размышления, когда он уводил рассказ в другое русло и ничего не предвещало бури, а потом в какую-то секунду сбрасывал на меня очередной труп. Это было эпично.

    Я пыталась растянуть книгу, как только могла, и все же таскала ее с собой везде и всюду две недели. Само обладание ею делало меня немного более счастливой, немного более уверенной в себе. Она стала моим оберегом, моим «билетом в тайный закрытый клуб». Я видела взгляды, которыми меня одаривали люди в метро, и это было действительно забавно. А теперь я жутко боюсь, что не прочитаю ничего лучше.

    10
    131