Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
arcana98719 октября 2014 г.Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Евангелие от Матфея 3:10).Было ужасно тяжело пересилить себя и навсегда похоронить в своей памяти школьные уроки литературы. Казавшийся тогда нудным и серым мир Достоевского, сейчас заиграл всеми цветами. Говорят же, что до каждой книги нужно дорасти. Вот именно тот случай.
"Братья Карамазовы" – последний роман автора. И это ощущается. Ближе к закату своей жизни каждый из нас начинает задумываться о том, кто он, как он поступал, что он успел сделать. Все земное отходит на второй план, и перед глазами появляется вечное. Часто приходит и страх смерти и надежда на то, что этот мир лишь промежуточный в череде человеческих жизней. И эту надежду может дать лишь религия, в данном случае – православие. А, следовательно, все должно сводиться к самоанализу через призму «добро-зло». Вот этот роман и был задуман о бесконечной борьбе добра и зла за души людей.
Перед нами три главных героя - три брата, жизнь которых, в целом, сложилась практически одинаково. Они росли без матери и отца, в одном обществе. Было очень интересно следить за постепенным формированием их взглядов и убеждений.
Алеша – младший из братьев, образ бесконечного добра. Человек, который стяжает мир вокруг себя, чтобы через его свет и безграничную любовь к людям спаслись все вокруг. Самое удивительное в его образе – это то, что он, будучи реалистом, как и два других брата, несет в душе глубокую веру в Бога. Именно эта твердая и осознанная вера, а не слепое фанатичное следование православным канонам, подкупает окружающих. Его совета нельзя не послушаться. Алеша своими словами являет всем Истину.
Средний брат, Иван, становится своеобразным противопоставлением Алеше. Он самовлюблен, горделив и, кроме того, ярый атеист и западник. Его жизнь – это вечный бунт против мира, в котором «Божьим попустительством» творятся ужасные вещи, такие как страдания невинных детей. И сначала так эта человечность в нем подкупает, мысли-то его тревожат правильные и нужные. Но! Все эти переживания абстрактны и поверхностны, Иван бесконечно далек от народа. Скорбь за тяжелую судьбу деток в нем соседствуют с твердым убеждением, что крестьян следует чаще пороть, и что нет ничего зазорного в том, что «одна гадина съест другую». Вот тут-то автор и подводит читателей к мысли о том, что люди неделимы на бедных и богатых, взрослых и детей, великодушных и подлых, а вера непременно определяет собой деятельность.
Хоть в романе и три главных героя, но центральное место отводится старшему брату – Дмитрию. Вокруг него закручиваются все сюжетные линии, и все произведение становится своеобразным фоном к этой трагической русской судьбе. Именно за его светлую и томящуюся душу идет борьба до последней страницы романа. Порой, он был дик и заносчив, но через глубоко переживаемое личное страдание Дмитрий душевно преображается. Он осознает собственную порочность и несовершенство, ведь он желал счастья только себе, хотел быть судьей другим. Но как он может свершить справедливый суд, когда сам всего лишь человек, подверженный страстям. Муками совести и искренней любовью он исцеляется и смиренно принимает наказание за то, что всего на миг смог помыслить об убийстве человека, пусть ничтожного и недостойного жизни. В подтверждение его правоты ему был сон о черных и бедных деревнях, измученных крестьянах и среди них, о матери, которая держит на своих руках плачущее голодное дитё. И Дмитрий понимает, что исцелить это общество возможно только через личную жертву. Он просто обязан понести свое наказание. Пусть и столь незаслуженное и недостойное всех этих людей. Своим поступком Дмитрий закладывает фундамент нового общества. Он отдает свою жизнь за людей, а Алеша завершает начатое братом и ведет их праведным путем.1251