Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним19 октября 2014 г.

    Пришло время делать невероятное: мы режем душу человека. Мы не хирурги - теперь это называют психологией. Что делают писатели? Показывают человека. Внутренне и внешне. Напрямую и аллегорично. Они показывают человека. Мы видим людей ежедневно и ежедневно смотрим в их души. Невольно анализируем личность, раскладываем по полочкам части внутреннего мира. Мы режем людей. Только не открыто. А кто-то делает это напрямую, оружием. И их мы виним больше, чем самих себя и простых окружающих, занимающихся тем же психоанализом.

    Но кто-то себя винит. И рушит собственную душу. Например, Раскольников. Всем известный сюжет, по правде сказать не такой уж необычный: бедный студент убивает богатую старуху, а потом не может смириться с содеянным. Вот и разрушение себя. Вопрос состоит лишь в одном: привело ли преступление к внутреннему расколу или возникло вследствие него?

    Преступление - либо нормальное состояние, либо жестокое нарушение психики, либо всего лишь сопутствующее жизненное обстоятельство. В случае Раскольникова, нетрудно догадаться, это психический раскол. В иных вариантах преступник может уйти безнаказанно. Но здесь это было заведомо невозможно. Если человеку свойственна серьезная внутренняя борьба, которую по определению не может выиграть ни одна из сторон, он накажет себя сам, причем сначала нравственно, а потом - физически. Пусть убивают те, кто может убивать, - люди спокойные, уравновешенные, трезво оценивающие ситуацию. Они просто сделают свое дело.

    Раскольников под этот тип, увы, не подходит. Человек с совестью. Бедный Родион просто увлекся философией, а потом решил, что увлечение это, пробудившее кое-какие последствия, требует возмездия. Думая, как же поинтересней себя наказать, Раскольников для начала предпринял попытку внутренних терзаний. Надо признать, она оказалась довольно успешной. Потом, решив, что нравственного наказания недостаточно, он отправил себя на каторгу. Там, прожив некоторое время и решив, что уже хватит, Раскольников отпустил свои грехи и пришел к состоянию внутренней гармонии. Тогда и кончилась его философия.


    Вместо диалектики наступила жизнь, и сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

    Мы тут говорили о философии Раскольникова. В чем же она заключается? Он хотел сотворить справедливость поступком, который большинство людей осуждают, - убийством. Напоминает мнение Вилли Старка из романа Уоррена "Вся королевская рать".


    Добро можно делать только из зла, потому что больше его просто не из чего делать.

    Политика Раскольникова была, конечно, не столь пессимистична, но суть та же: Уоррен осуждал своего героя, Достоевский - своего. Это тот случай, когда четко видна позиция автора.

    Но в поисках философии Раскольникова мы немного увлеклись и пропустили нужный поворот. Разворачиваемся. Итак, ведущий стезей на жизненном пути героя оказалась теория, делящая людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Надо признать, она весьма привлекательна. Если жить в соответствии с ней, желательно стремиться в правообладатели, они, по крайней мере, оказываются живыми, притом судящими. Однако Раскольников немного прогадал: с его неуравновешенным нравом можно приобщиться, скорее, к "тварям дрожащим". В общем. юноша сам себя в моральную могилу завел.

    А в могиле уже поползли черви. Терпеть это, конечно, было трудно.


    Ему ужасно хотелось как-нибудь рассеяться, но он не знал, что сделать и что предпринять".

    Раскольников просто не понимал, что хотел и в этом непонятии продолжал начатую когда-то давно внутреннюю борьбу, так что по сути ничего не изменилось. Разве что причина: сначала - сомнения насчет преступления, потом - сомнения насчет наказания. Мы не можем сказать конкретно, вполне вероятно, ему и нравились душевные терзания, потому как, определенно, они вошли в привычку. Есть вариант, что, наказывая себя таким образом, Раскольников одновременно и мучился и радовался, тем самым доказывая двойственность своей души.

    Как бы то ни было, наказание себе Раскольников придумал сам. Даже каторги можно было избежать, обстоятельства складывались весьма удачно. Кто-то может сказать, что любое преступление требует наказания. Открою страшную тайну: преступление ничего требовать не может. Его порождает преступник, он либо отправляет свое детище под трибунал, либо оставляет жить в родном доме. Преступление, конечно, выберет уютный очаг, но такие сумасшедшие, как Раскольников, могут и избавиться от ребенка. Впрочем, это их личное дело.

    Я не могу судить, насколько правильными или неправильными были поступки Раскольникова. Правда - это такой хамелеон, который рождается в сознании человека и имеет свойство меняться на протяжении жизни. Вначале необходимость совершения преступления была правдой, в конце правдой стало раскаяние. Но моя правда живет со мной, а правда других - с другими, оставаясь при этом незыблемой истиной во всех ее проявлениях.

    10
    53