Рецензия на книгу
Die Verwandlung
Franz Kafka
Аноним17 октября 2014 г.Однажды ты проснешься с осознанием того, что ты - совсем не тот, кем был вчера. И с каждым днем ты будешь становиться все больше "не тем" человеком. Потому что одиночество - это не когда у тебя нет романтических отношений или девушка уезжает на выходные. Это неотъемлимая часть нашей с вами Вселенной, это наша природа.
Такое одиночество однажды почувствовал Грегор Замза. Он работал простым коммивояжером; Вся его жизнь протекала между очередными рейсами в разные города. За окном не было радиоактивного взрыва, над ним не проводили эксперименты инопланетяне. Но в один день, вместо своих конечностей он обнаружил 6 лапок и жесткий панцирь на спине. Вполне очевидно, что жизнь у него начинается не самая сладкая. И он оказывается никому не нужен. Сначала все переживают и недоумевают, а потом просто игнорируют его. Будто его и не было. Будто он умер не рождаясь.
У Кафки абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир человеческих существ, — и умирает в отчаянии. Несмотря на то, что автор описывает его смерть как благотворительное избавление от мук и страданий, произведение охвачено отчаянной агонией этого противного с виду жука, но такого милого внутри. Заметьте, какой он добрый и хороший. Превращение в жука, исказившее, изуродовавшее его тело, кажется, еще ярче высветило его человеческую прелесть. Его крайнее бескорыстие, постоянная забота о нуждах родственников на фоне ужасного несчастья выступают особенно рельефно. И теперь в роли хладнокровных представителей насекомых выступает не Грегор, а его мародерская семья, которая уже не скрывает своего отвращения к своему члену семьи.
Мастерство Кафки проявляется в том, как он накапливает, с одной стороны, энтомологические черты Грегора, все печальные подробности облика насекомого, а с другой — прозрачно и живо раскрывает перед читателем его нежную, тонкую человеческую душу. Ясность его речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты в нерасторжимое целое.
Я поистине восхищен.
Кое-что взял из критики Владимира Набокова, потому что только учусь писать рецензии.
946