Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повелитель мух

Уильям Голдинг

  • Аватар пользователя
    Dikaya_Murka16 октября 2014 г.

    На эту книгу написано уже столько рецензий, что мне едва ли удастся соригинальничать, тем более что такой цели я и не преследую. Но поделиться чувствами стоит.
    А точнее, ощущениями. И самым ярким было ощущение тошноты, преследовавшее меня все то время, пока я слушала книгу. При прослушивании глаза свободны, а потому ничто не мешало представить себе картинку до мельчайших деталей, и я представила. Яркое горячее солнце, резкий запах тропических цветов и фруктов и непрекращающийся галдеж пары дюжин маленьких красных глоток. Все это было настолько осязаемо что от солнца резало глаза, а вопли били по ушам и от этого сильно мутило. Но вот странно, когда началась пора рассудительных и весомых разговоров во всеобщем молчании, то тошнить отчего-то стало еще сильнее. И я даже знаю, отчего. Но об этом - чуть позже.

    Голдинг использует популярный художественный приём - ограничение пространства. Практически всегда, когда герои оказываются окружены морем, заперты в замке или замурованы в катакомбах, становится понятно - сейчас начнётся психология малых групп, игра характеров и распределение ролей. Так и здесь. Никто не давал объяснений, как мальчишки оказались на острове, никто не намекал на декорации внешнего мира. Потому что цель Голдинга была в другом - показать, как образуется и как трансформируется маленькое человеческое сообщество. В этом смысле я не открыла для себя ничего нового, скорее я даже предугадывала развитие сюжета - появление лидера, разделение на "умников" и "активистов", избрание козла отпущения, разногласие, конфликт, победа силы над культурой. Мальчишечий мирок на острове демонстрировал все характерные черты, которые неизбежно появляются у ограниченной социальной группы. Эту жесткую иерархию можно разрушить только если сделать её частью группы еще большей, а в случае Голдинга - вернуть в мир взрослых в лице офицера с океанического крейсера. Как только на острове появляется взрослый, то все действия автоматически теряют свой сакральный смысл. "Охота" и боевой раскрас становятся глупой игрой, недостойной английских мальчиков, а цели и задачи, такие важные раньше, превращаются в дурацкие забавы. Не утрачивают реальности и остаются в силе только две смерти и.... готовность Ральфа нести ответственность. За все. И за всех. "Я главный", - по-прежнему заявляет он, и становится таким образом единственным человеком, который не утрачивал связи с реальностью от начала до конца пребывания на острове и продолжал адекватно воспринимать себя и других.

    В остальном - все как по маслу. И поведение всех участников этого сообщества абсолютно типично для таких ситуаций - без сенсаций. Мы все вели бы себя так же, среди нас есть Ральфы и Джеки, Хрюши и Роджеры. Сюжет не нов, он стар как мир во всем, кроме одного. Голдинг использует в качестве персонажей детей - эту универсальную линзу, которая во сто крат увеличивает и делает выпуклыми все человеческие черты и качества. Все то, что раньше мы не замечали или предпочитали не замечать в себе и других в нашем взрослом мире, при переносе на детей превращается в огромный ствол секвойи в нашем глазу.
    И вот от этого как раз и становится так нестерпимо тошно.

    16
    40