Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним21 апреля 2024 г.

    Миревас. Мимовас. Миамас.

    Что в переводе с волшебного означает "Я мечтаю. Я танцую. Я люблю". Так говорят в Просонье, куда добраться можно только на облаконе. Вы спросите, кто это такой?


    Облаконь приходит через балконную дверь, они садятся ему на спину и несутся во весь опор — все выше и выше, пока не покажутся всякие удивительные волшебные и безумные существа <...> Облаконь парит над бескрайними темными лесами, где живет Волчье Сердце и прочие монстры, и медленно, рассекая мягкие ветра и любуясь ослепительными цветами, скользит вниз к городским воротам королевства Миамас.

    В волшебном Просонье кого только не встретить: жалеи, принцы, снежные ангелы, рыцари, ворсы. Сказочные королевства, а их несколько, заполнены мечтами и фантазиями — главной местной валютой. Достаточно просто закрыть глаза и уснуть лишь наполовину, иначе есть вариант проспать всё самое интересное, то загадочное, что доступно лишь избранным, непохожим на всех.

    Хорошо это или плохо, но у Бакмана все неординарные личности — настоящие "супергерои с дисфункцией". Кстати, малышка Эльса напомнила юного вундеркинда Палому Жосс из романа Мюриель Барбери - Элегантность ежика . Собственно, каждый герой книги по-своему интересен. Будто не обычный дом с жильцами, а собрание уникальных образов, где всякому из них довелось сыграть свою важную роль. Все они связаны с бабушкой, которая когда-то ввиду своего необузданного характера так или иначе "насолила", а теперь просит прощения... Своеобразным способом.

    Эльса и её бабушка, действительно, занятные героини. И если оторваться от реальности, вся эта история необыкновенно чу́дная, невероятно красивая и фантазийная. У автора получилось облачить в сказочное одеяние обыденные вещи, наделить персонажей суперспособностями, втянуть в свою выдумку добрую половину читателей. Увы, я оказалась в меньшинстве. И высокий рейтинг книги совершенно не поняла. Я знаю, что у Бакмана целая армия поклонников, настоящая секта "бакманистов", в хорошем смысле слова. Но причислить себя к таковым не спешу, несмотря на то, что "Вторая жизнь Уве" мне понравились и книга и фильм.

    Многие моменты в моем сознании отпечатывались в виде суровой реальности, с которой приходиться сталкиваться, с которой нужно жить. Потому что когда бабушка бегает голой по улицам, дерётся с полицией и кидается дерьм0м это не так смешно, как кажется на первый взгляд.


    Ну а если вам не смешно, когда люди бегают голышом, значит, у вас что-то с головой.

    Скорее, автору не приходилось жить с такой бабушкой. Которая на самом деле может измазать фекалиями стены, подраться с соседкой, в конце концов, просто потеряться. Выйти и забыть дорогу домой. И это совсем не смешно. Это страшно.

    И эта неоправданная затянутость в сюжете. Когда, казалось бы, Бакман разложил по полочкам все проблемы, но нет, толочь воду в ступе, возвращаться к уже оговоренным моментам приходилось почему-то снова и снова. В общем, не оценила произведение по высшему баллу, но и сказать, что совсем не цепляет, не могу. Например, колоритно преподнес писатель образ Бритт-Мари, явно подготавливая читателя к заключительной части цикла «Ассоциация жильцов». Отдельная благодарность за важные темы "отцы и дети/деды" и "буллинг", которые автор уловил очень тонко и точно.

    58
    1,2K