Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fragile Things: Short Fictions and Wonders

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним16 октября 2014 г.

    Моя любовь к Нилу Гейману иногда саму меня настораживает. Во-первых, откуда он вообще взялся? Подкрался с подветренной стороны киносценариев и антологий, а потом взял и очаровал раз и навсегда with odd but reasonable (c) idea, что старое кладбище – не худшее место для воспитания ребёнка. И с тех пор я ему всё прощаю: и пунктиром намеченные образы, и секс («перемужчинивает», как выразилась одна знакомая), и хулиганство с прецедентными текстами. Те самые аспекты, которые более трезво мыслящие рецензенты вменяют автору в недостаток, вашей покорной служанке представляются неповторимыми достоинствами, что затрудняет аргументированную полемику, равно как и оправдание в собственных глазах. Вышесказанное наводит на мысль о некотором дурманящем компоненте неизвестной природы (обозначим условно Genius Gaimanicus), рассеянном между строк, к которому я имела счастье продемонстрировать опасную восприимчивость и даже склонность к зависимости. Последняя оказывается практически необратимой с момента встречи со звучащим голосом автора и грозит множественными неудобствами для окружающих, поскольку включает режим навязчивой рекламы с автоматической подстройкой под любую ситуацию общения и степень знакомства. Наиболее опасным моментом, при ясном понимании диагноза «гейманьячество», является полное и осознанное отсутствие желания лечиться.
    Что общего между музыкальным альбомом и сборником рассказов? Каждая из составляющих то и другое единиц может восприниматься и приносить наслаждение по отдельности, самостоятельно, при этом занимая место в общей концепции, каковое влияет на конечную интерпретацию. Разница в моём случае состоит в том, что альбомы при первом знакомстве я прослушиваю подряд с первой композиции до последней, сокращая до минимума отвлекающие факторы, тогда как сборники «малой прозы и чудес» читаю вразброс и дозированно, после чего индуктивно (от частного к общему) стараюсь восстановить, какое сложилось бы впечатление при условии «правильного» порядка.
    “Fragile Things” – сборник достаточно объёмный, но, пожалуй, ощущение того, что он всё никак не кончится, происходит не от многостраничности, а от разноплановости, разношерстности как сюжетной, так и формально-жанровой. Этакая коробка вроде той, с которой в «Питере Пэне» сравнивали улыбку миссис Дарлинг. Причём нередко, поднимая крышку, обнаруживаешь не менее интересный, чем сам рассказ, контекст: национальное американское рукоделие игрушечных обезьянок из носков, искусство Лайзы Снеллингс-Кларк, песни Тори Эймос (которые, кстати, не только are referred to, но и refer back) или оригинальную версию «русской народной» сказки про Машу и трёх медведей. Здесь вполне можно добрать «объёма», если вам его не хватает в хрупких и прозрачных, как яичная скорлупка, геймановых текстах. Нил Гейман действительно не создаёт детализированных книжных миров, но так умеет коснуться акварельной кисточкой Текущей Реальности, что и суши не будут прежними.
    Моя личная жемчужинка – “Harlequin Valentine”, который обязательно надо слушать. Даже на фоне всегдашнего прекрасного авторского чтения это истинный шедевр мелодики и ритма.

    19
    174