Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним15 октября 2014 г.Здесь есть про то, как месяц назад я ехала в автобусе по чужой стране в обнимку с "Американскими богами", видела два солнца в лобовое стекло и не могла несколько минут понять, которое из двух солнц настоящее. Есть про сложные, взрослым закрытые пути из точки А в точку Б, вроде пути, который не вспоминался мне много лет, от одной эмоционально травматичной дачи до берега Волги, где, кстати, была рыба и червепаразиты в ней. Есть про другую дачу, сентябрь на которой помнится мне самым невыносимым и грустным периодом детства, и лет мне было примерно как мальчику из Океана.
Здесь ничего не объяснено, thank you very much. Ничего не разжевано, никаких простых и не очень ответов. Все так, как есть, пропадающие воспоминания семилетнего возраста никому ничего не должны, объясняйте себе сами, а лучше примите просто. Что изменится, если вам расскажут, кто все же эта Блоха, кто птички, рвущие реальность, какие договоры с ними заключала старшая Хемпсток? Для семилетнего мальчика эти объяснения ничего не значат, ну и мы проживем.
Здесь есть про память. Поразительно выписано то, как приходят и уходят воспоминания. Сами по себе, чем-то вызванные или даже кем-то навеянные или отогнанные. Летти спит, выжидая, в Р'льехе или Летти в Австралии, и прощание с ней было. А уж Дорога, к которой Мальчик возвращается, потому что иначе не может, - это правда нужно уметь написать, равно как и переживания одинокого ребенка - при помощи простого достаточно языка. И здесь даже не сюжету хвала, а умению автора. Именно техническим приемам Геймана мне до сих пор еще не приходилось удивляться.
Здесь есть про все травмы детства, а правда превосходит выдумку размахом. Если вдруг - если рассказчику удавалось с этим жить, может принять это ненадолго и читатель - на самом деле мальчик упал в шлюпку с мамой, матросом и поваром, а не зеброй, гиеной и тигром, то разве не так же грустно происходящее? К тому же оно и недооценено, ведь встречается везде и повсюду, хотя вред наносит не меньший, а то и куда больший, чем волшебные опасности. В волшебных-то есть Хемпстоки.
Здесь есть другие истории, и наверняка многие услышат их отзвуки, даже если сталкиваются не сознания авторов, а общечеловеческие представления, и следовательно, совпадения случайны. Я вспоминала "Бесконечную книгу" - не из-за того даже, как пропадала реальность, оставляя вместо себя Ничто, а из-за хрупкости главного героя перед тем, что внутри и снаружи. И хотя мальчик из Океана вел себя изначально с куда большим достоинством, чем Бастиан, но результат-то в итоге вышел один. Вспоминала "Белый шарик матроса Вильсона" - любимую мою книгу про грустного, всегда тревожного ребенка, и постоянно вспоминалась едва выписанная у Крапивина часть, где после самоубийства отчима Стасик переживает зиму в ночных кошмарах и видениях мертвецов, как будто земных несчастий ему не хватает. Мальчик из Океана так же нежно любит котенка, так же верит в единственную выпавшую ему дружбу, так же в этой дружбе не то чтобы счастливее становится, а смотрит на свои заботы со стороны. Вспоминала в этой связи вообще-то и о совсем уж любимой книге с совсем уж подавленной героиней, но это в сторону. Не так уж впечатливший "Мост в Терабитию" тоже вспомнился. Можно целый мозговой штурм устроить. Даже всплыл яркий образ из мультика "Унесенные призраками", где попавшее в непривычный мир существо пытается сначала расположить незнакомое окружающее к себе, разными способами и с разными мотивами. Отчасти поэтому Урсулу, она же бог знает как это несчастное Skarthach написали по-русски, немного жаль.
Здесь опять несколько врагов. К счастью, опять многие враги зациклены друг на друге и частично соперников устраняют с пути. Если бы все сразу набросились на мальчика, то дамам Хемпсток пришлось бы куда труднее. Но главное здесь - неясно, кто из врагов ужаснее. Если нет реальной картинки нового открывшегося мира перед глазами, как понять, что тот, кого ты зовешь разобраться с мерзким палатко-черве-нянеобразным созданием, может оказаться куда менее приятным и сговорчивым? Помимо того, конечно, есть и слабость перед авторитетами, и нежеланное одиночество, и образ "папа-что-ты-делаешь-с-нянечкой", который, ну будем честны, в книге так же реален, как все остальные события, и боль, и червяк в пятке, и смерть котенка, который возвращается, но, к счастью, не как Черчилль в "Кладбище домашних животных". Честно? Многовато для одного мальчика, но вообще-то довольно стандартное количество.
Чрезвычайно глупо было начинать слушать книгу ночью в кровати. Надо было полностью, а не две последние из пяти частей, читать, а не слушать. Надо было ездить с книгой в метро, гулять с ней в ушах по крайней мере. Но я же хотела, высиживая задницей и прорабатывая мозгом другие книги, эмоционального вовлечения, и ох как вовлеклась, сама не ожидала, сама и виновата. Ради вчерашнего часа в наушниках можно было прочесть еще с десяток милых, но не тронувших вообще книг Геймана.
2352