Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним14 октября 2014 г.Завораживает, да, наверное, это верное слово. Притягивает, очаровывает и не отпускает, пока не доходишь до последней страницы, хотя и потом это произведение сидит в голове и просто не желает оставить в покое мысли. Однако его притягательность слишком мистична, темна, оно как лекарство для больного, которое на миг ослабляет его страдания, но не способно их вылечить. Создает куда больше вопросов, чем дает ответов. Такие мысли часто порождает то, что мы не способны понять и принять, то, что может считаться невозможным, то, чего мы боимся, и, конечно, то, что безумно влечет своей неизвестностью. В произведении подняты настолько масштабные и незыблемые вопросы, что мысли в страхе пытаются бороться с этой неясностью, осмыслить то, что произошло и то, что реально. Присутствует некая комичность повествования, однако она настолько изобличает человеческие пороки, что невольно понимаешь, что смеяться уже невозможно. Как Коровьев в истинном обличье предстает перед нами в виде рыцаря с "мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом", так и большинство шуток раскрывают на самом деле горькую правду о низменных человеческих желаниях.
Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги, из бронзы или из золотаИ дело далеко не всегда касается денег, хотя это и является камнем преткновения для многих, но зачастую люди подвержены и гордости, и трусости, и способны на ложь.
Сквозь повествование о человечестве, философские рассуждения о мире красной линией проходит тема любви, так или иначе затронутая практически на каждой странице романа. Страшная, несколько удручающая история Мастера, психика которого не справилась с проблемами, которые приготовила для него судьба, озарена все той же темой любви. Любовь его, как и его безумства, иступленная, но от этого не менее сильная и настоящая.
Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десятиВ Маргарите, на мой взгляд, больше темного, эмоционального, живого. Она неоднозначна, противоречива, порой милосердна, порой озлоблена. В ней расскрывается целый спектр человеческих чувств, она постоянно удивляет и поражает, но в то же время остается самой собой.
Невообразимо увлекает и вторая главная сюжетная линия: страдания и мучения Понтия Пилата из-за казни Иешуа.
Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное запоздавшими действиямиНаверное, сейчас эти страницы, уносящие в прошлое, являются для меня наиболее ценными, поскольку стиль их повествования сильно отличается от использованного при описании событий в Москве. Перед глазам возникают картины далекого прошлого с жарким воздухом, душащим Понтия Пилата, и шумом города, проносятся сцены казни Иешуа и отчаяния Левия Матвея, с неба падают водяные потоки невероятной мощи, вспоминается разговор все тех же Понтия Пилата и Левия Матвея. Эти страницы не так подвержены мистике, характерной для всего романа, в них чувствуются мучение и отчаяние, боль и вина, реальность и иллюзорность.
Этот роман имеет одно из самых оригинальных послевкусий, если можно так выразиться. С одной стороны он оставляет ощущение фатальности и неизбежности, но с другой демонстрирует возможности человека, направления его стремлений.432