Рецензия на книгу
The Silence of the Girls
Pat Barker
Аноним15 апреля 2024 г.Пособие: как убить у людей желание читать о Древней Греции
В последнее время я как-то углубилась в истории о Древней Греции и в особенности о периоде Троянской войны. Так я и наткнулась на "Безмолвие девушек", книгу, которая должна была рассказать об уже знакомой истории, только преподнести ее от лица женщин. По крайней мере, именно этого я и ожидала, а в итоге получила непонятно что.
Так, например, для чего были добавлены главы от лица Ахилла или Патрокла? При желании автор могла бы все происходящее рассказать от лица Брисеиды, от того самого безмолвного наблюдателя всех ужасов войны. Но нет, автору явно не хватило фантазии (или навыков писательства), чтобы все это нормально расписать, и, как следствие, всем и без того известные события рассказываются от лица Ахилла и Патрокла (опять же, для чего? Все это уже прекрасно описано в "Илиаде", а если уж кому-то и захочется почитать книгу, где центром повествования являются как раз таки вышеупомянутые герои – можно всегда взять "Песнь Ахилла", там и слог у автора красивый, и персонажи намного более живые и приятные), в свою очередь, от лица Брисеиды мы только и наблюдаем, как она, бедненькая, страдает в лагере греков. И нет, я не спорю, жизнь у нее и других пленных не сказка, но все-таки хочется и за сюжетом понаблюдать, а не только за прогулками туда-сюда по лагерю.
Из плюсов книги хочется отметить, что ужасы войны здесь действительно описаны во всех деталях. Грязь и жестокость, издевательства и насилие над женщинами, их нелегкая участь, все присутствует и читать об этом действительно жутко и неприятно (хотя все же автор с этим порой перебарщивает, было ощущение, что книга наполовину состоит из идентичных диалогов о сексе, жестокости и варварских греках, уж лучше бы писательница столь же усердно сюжет прописывала). Также понравилось то, что здесь не было никакой романтизации в отношениях Ахилла и Брисеиды, за что автору спасибо. Но на этом плюсы и кончаются.
А теперь минусы. Наибольшей проблемой для меня стал язык автора. Начинала я читать эту книгу на английском и несколько глав растянулись на целую вечность. В конце концов сдалась и решила продолжать чтение уже на русском, но, к сожалению, ситуацию это не улучшило.
Начать хотя бы с того, что слог здесь простой, но читать книгу от этого не легче, ты буквально продираешься через каждый новый абзац, твердя себе, что, вот, наверное, в следующей главе станет чуть интересней. К тому же история не ощущается частью древнего мира, многие современные фразы и слова буквально вырывают тебя из созданной атмосферы. Да и сложно воспринимать персонажей, как отдельных личностей, когда каждый из них использует в своей речи одинаковые заезженные фразы, которые ты и без того слышишь каждый день в интернете.
Вообще, диалоги это отдельная тема. Большинство из них состоят из простеньких, коротких предложений, будто бы никто из персонажей не способен на монолог, если в нем больше пяти слов. Да и ко всему прочему, как я уже сказала, все персонажи говорят идентично, используя одни и те же фразы. У них нет оригинальных характеров, нет никаких эмоций, они просто зачитывают стандартные фразы одну за другой.
Единственные, кому автор пыталась создать хоть какой-то характер, были Ахилл, Агамемнон и сама Брисеида. И если последняя в итоге вышла совершенно никакой (даже после всех ее страданий, ты не испытываешь к героине никакой жалости, столь картонной она получилась), то первых двоих никак иначе, как мерзкими, не назовешь. Да, кто-то скажет, что "у нас же книга о Брисеиде, поэтому с ее точки зрения они именно так и выглядят", но, как мне кажется, всему должен быть предел. Опять же, во многих главах мы наблюдаем только за Ахиллом, никакой Брисеиды там и рядом нет, а он все так же отвратителен. Честно, сам Ахилл никогда мне особо не нравился, его характер, его поступки очень часто подбешивали, но, как герой, в других работах он был мне интересен. Здесь же... настолько отвратительного персонажа еще надо постараться сделать. Даже в разговорах с другими людьми (тем же Патроклом) Ахилл ведет себя как последняя сволочь. Про Агамемнона, думаю, и говорить не нужно, тут все также плохо.
Как итог, мы имеем историю, где персонажи либо настолько отвратительные, что хочется о прочитанном забыть, либо картонные настолько, что ты одного от другого не отличишь; историю, где сюжета (кроме самых основных событий, и то происходящих где-то там на фоне) нет от слова совсем; историю, где слог настолько простой и неподходящий сеттингу, что ты вообще не понимаешь, а точно ли книгу о Троянской войне держишь в руках.
7350