Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дона Флор и два ее мужа

Жоржи Амаду

  • Аватар пользователя
    Аноним11 октября 2014 г.

    Флэшмоб 2014 9 из 16
    Бразилия, 1966 год. В стране вот уже два года после военного переворота бушует жёсткий террор и диктатура. Преследуются писатели, учёные, деятели искусств, что не согласны с окружающей их действительностью. Тюрьмы наполнены заключёнными, военные трибуналы не успевали выносить обвинительные приговоры, массово конфискуется и уничтожается литература… В этой атмосфере и появляется роман известного писателя Жоржи Амаду «Дона Флор и два её мужа» - будто одинокий крик о помощи среди жесточайшего хаоса и репрессий.
    Жоржи Амаду давно уже был известен как защитник гласности и демократии. Ещё в тридцатые годы он впервые «познакомился» с тюремной системой за свои свободолюбивые взгляды, высказанные в своём первом романе «Какао» (1933). Затем последовали «Пот» (1934), «Мёртвое море» (1936», «Капитаны песков» (1937)… И никакие репрессии не могли заставить молодого писателя отказаться от своих взглядов. Затем последовали вынужденная эмиграция, короткое возвращение на родину, и снова длительное плавание на каботажном судне вдоль тихоокеанского побережья. Наверное, стоит прочесть его роман-воспоминание о тех нелёгких временах Каботажное плавание .
    В каждом из романов писателя – есть доля правды, а сам Жоржи Амаду заявлял, что они основаны на реальных событиях:


    «В каждом из моих книг есть немного и от автора, но это не означает включения чего-то из его автобиографии. Вошёл лишь опыт жизни. В написанном мною нет ничего иного, кроме так или иначе пережитого лично. Я не способен писать о том, что знаю лишь понаслышке, в чём непосредственно не участвовал».

    Сама дона Флор судя по содержанию знакома с автором книги, то есть своим создателем. По заверению Жоржи Амаду в романе он ставил перед собой две задачи:


    «дать широкую панораму современной баиянской жизни, картину обычаев, нравов, условий и условностей… Вторая моя задача была более сложной и отнюдь не сводилась к описанию истории двух замужеств доны Флор… Я хотел показать в этом романе издавна существующий контраст между жизнью народа – тяжёлой, страшной, поистине трагической, которую он, однако, переносит с мужеством, решимостью, упорством, настоящим героизмом, всегда верящим в лучшее будущее, и нелепой, никчемной жизнью мелкой буржуазии».

    И с этими задачами он справился отлично.
    В романе хорошо показаны быт и нравы тех, кто считает себя верхом общества, элитой, не обладающей, к сожалению, какими-либо финансовыми сбережениями. Вот и приходится им вертеться как могут. Дона Резилда видит в своих дочерях лишь источник к будущему благосостоянию, стремясь как можно выгоднее их сосватать. Никакие басни о настоящей любви, высоком чувстве, которое попросту не существует в расчёт не принимаются. Мать не заботит счастье дочерей, ведь без денег оно попросту невозможно.
    Именно поэтому её так взбесило поведение младшей дочери. Отказавшись в девятнадцать лет выйти замуж за богатого юношу, красавица Флор этим очень расстроила свою мать, которой с большим трудом удавалось держаться на плаву, чтобы её дочь вращалась в достойных кругах общества. Но для Флор гораздо важнее чувства: чтобы дать согласие на брак она должна полюбить. И она совершенно безрассудно влюбилась в Гуляку, человека без гроша за душой, отпетого волокиту и картёжника. После его скоропостижной смерти во время карнавала, героиня выходит замуж за Теодоро, респектабельного фармацевта, с которым она живет в комфортных условиях, без встрясок и недоразумений, но его дозированные ласки обращают ее все время к воспоминаниям о Гуляке. Дона Флор безутешно тоскует по его нежности и страсти, к тому же он дорог ей не только как любовник, но и несмотря на все свое распутство, как человек, обладающий такими ценными качествами, как преданность дружбе и щедрость.
    Книга отличается лёгкостью изложения. В ней удивительно сочетаются реальность и сказочные мотивы. В этом отношении роман напоминает «Сто лет одиночества» другого латиноамериканского автора. Большое спасибо marylitta , посоветовавшей мне эту книгу.

    6
    43