Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Аноним10 октября 2014 г.

    Почему это произведение затягивает и не отпускает ни на секунду? Что же в нем такого, что занимает полностью мысли, переносит в другой мир, тревожит, волнует и не забывается? Бывают книги, после которых легко и спокойно, которые лечат раны, помогают принять жизнь. А есть другие - волнующие, неспокойные, тревожные, манящие, увлекающие. "К востоку от Эдема" относится именно к последнему типу. Размеренное спокойствие повествования сменяется буйством эмоций и мыслей, на страницах книги сосуществуют добродетель и порок, вина и прощение, реальность и иллюзии. Каждый персонаж противоречив, неоднозначен, сложен. Идеальных не бывает - это и привлекает. Начиная повествование с детства Адама Траска, Дж.Стейнбек уже дает понять всю сложность и неоднозначность мира, которую он взялся изобразить в своем произведении, однако отрицает его предопределенность. Это прослеживается и в чертах его главных героев: любовь, ненависть, доброта, грех, бесчувственность, чрезмерная эмоциональность, необдуманность поступков, трусость, смятение, лицемерие, мятежность, стремление к идеальному, вина, поиск истины и своего места в мире, - все это смешивается в персонажах, делая их реальными, но далеко не идеальными. Вопрос фатальности четко прослеживается особенно у сыновей Адама: Арона и Кейла.
    Первая часть книги, посвященная взрослению Адама, его поиску себя и лучшей жизни, его вечное стремление к любви, характеризует его как персонажа исключительно неозлобленного и положительного. Его отношение к мачехе, к сводному брату Карлу, даже к отцу раскрывает чуткость его натуры, доброту, понимание и принятие реальности. Он не питает себя ложными надеждами, но и не пытается ломать устоев мира. В нем нет стремления к новаторству, к мятежу, в силу своей натуры он не способен на злобу и предательство, однако и любовь свою он дарит не всем. Карл же представляет собой полную противоположность Адама: он импульсивен, озлоблен, упорен, но также не мятежен, его чувства сильны и продолжительны. Карл не способен подавить в себе агрессию и чувство обожания. Однако когда появляется Кейт, Карл ведет себя рационально и не питает иллюзий на ее счет, что нельзя сказать об Адаме. На протяжении всего произведения Кейт осталась для меня человеком странным, загадочным и совершенно непонятным, скорее всего потому что ее действия не были согласованны с чувствами, которые делают нас людьми, а ее решения и цели так и остались незавершенным и недостигнутыми, хотя я и не уверена, что она преследовала какую-либо цель в жизни. Пользовавшись всю жизнь своей внешностью и ловко используя людей, она сама оказалась в итоге на нее падка в лице собственного сына. Двумя ключевыми, на мой взгляд, персонажами являются Самюэль Гамильтон и китаец Ли. Неудивительно, что они так хорошо ладили между собой: в их натурах присутствуют лучшие качества, которые возможно встретить у людей, но которые в то же время не всегда могут быть уместны в экономике, построенной на конкуренции. Что касаются Самюэля, то он фигура неоднозначная, однако оставляющая огромный след в чужих жизнях и мыслях. В нем есть и смирение, и новаторство, и жажда знаний, и вина, и любовь. Он открыт миру, но не всегда открыт реальности. Китаец Ли в определенной степени мудрее Самюэла, обладая знанием психологии людей, философии жизни, прагматичностью и такими высокими чувствами, как привязанность, добросердечность, преданность, любовь, он способен отличить мечты от реальности, принять мир таким, какой он есть.
    Самыми интересными персонажами, вероятно, являются сыновья Адама Траска: Арон и Кейл. Можно провести некоторую параллель между старшим и младшим поколением, и сразу становится видна разница между ними. Иллюзорный мир, который придумал себе Арон, совершенно точно подходит его внешности, и в итоге не выдерживает ударов, которые ему подготовила судьба. По мере взросления его тяга к собственным идеалистическим представлениях о будущем, вечный поиск места в жизни начинают расскрывать его как человека, неспособного принять реальность, сделать выбор, справиться с собой. Но для меня наиболее интересной фигурой стал Кейл, возможно, именно потому, что он так близок каждому из нас по переживаниям, метаниям, поискам, мыслям, не зря Дж. Стейнбек назвал своего героя именно так. Он эгоистичен как любой из нас, но это качество служит ему защитой от внешнего мира: его обижают, он замыкается и огрызается, его отвергают, он срывается на других. Но ведь все это признаки взросления, становления его как личности.


    А тебе не кажется, что ты получаешь удовольствие от самобичевания? Что наслаждаться тем, что терзаешь себя? Ты чересчур поглощен собой. Заворожен трагедией Кейлеба Траска.

    Ведь каждый из нас на этапе взросления искал себя, переживал из-за собственных ошибок, чувствовал вину, куда важнее именно тот факт, что Кейл понимал свои изъяны, стремился к их искоренению. Ему было тяжело, как и любому ребенку, справляться с невниманием людей к своей натуре, к их нелюбви. Ведь известно, что на плохое отношение ребенок никогда не ответит добром. Однако, вся глубины его натуры расскрывается с помощью Ли, который старался показать ему верный путь, а главное не осуждал его за ошибки, пытаясь доказать, что все в жизни является лишь итогом наших собственных решений и действий, и только мы способны поменять мир вокруг себя к лучшему.
    Таким образом, данное произведение оставляет после себя множество вопросов и мыслей, заставляет сравнивать себя с героями, стараясь лучше понять их поступки. Для меня эта книга является одной из любимых, таких, к которым хочется возвращаться вновь и вновь.

    3
    48