Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черная курица, или Подземные жители

Антоний Погорельский

  • Аватар пользователя
    dandelion_girl8 октября 2014 г.

    Такая вот несказочная, совсем не волшебная сказка. Мне кажется, Погорельскому хорошо удалось зашифровать послание детям: быть трудолюбивым, скромным, не обманывать, нести ответственность за свои действия и даже за других людей. Это дидактическое начало, конечно, доминирует в сказке. Взрослый это заметит в первую очередь, ребёнку же интересно читать про подземное царство и его необычных жителей, про чёрную курицу, которая вдруг оборачивается очень даже человеческим министром и через это уловить, что такое хорошо и что такое плохо.

    Меня удивил анализ О.И. Тимановой, кандидата филологических наук из Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, которая отметила намного больше, чем дидактичность этой сказки. Она проводит параллели с различными мифами и легендами, отмечает архаическую символику Подземного мира как средоточия Царства мертвых, куда Алёша отправляется в целях инициации, а Чернушка является проводником в этом мир:


    Подобно герою волшебной фольклорной сказки <...> Алеша экзаменуется в решении трудной задачи. Но испытание персонажа свершается не «понарошку», а реально, доподлинно, «взаправдашне», истинно. «Инициация» персонажа литературной сказки корреспондирует с реальным взрослением, с действительным ростом героя: преодолевая заблуждения, Алеша высвобождается из плена иллюзий.

    Тиманова отмечает "романтическое двоемирие" сказки, повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической):


    Алеше действительно воображается, что детская жизнь станет покойней и радостней, едва устранить скучную зубрежку, в сознании мальчика ассоциирующуюся с прозаической повседневностью. Идея волшебства, тем не менее, компрометируется, корректируется – в реалистическом плане детской «волшебной повести». В реальной действительности все, обретенное с помощью волшебного средства, оборачивается бедой, оказывается недолговечным и призрачным. Не подкрепленная усилиями души, беспечность повседневного существования не только обманчива, эфемерна, но становится даже губительной.

    Однако из исследования О. Тимановой становится понятно, что Чёрная курица - вовсе не друг Алёши, а вот в это как-то не хочется верить:


    ...по прочтении сказочной повести у читателя остается ощущение доброго чуда: как и в финале волшебной сказки, в концовке «волшебной повести» «Черная курица» Зло исчезает ─ как наваждение, как «тяжелый сон», как «обморок» персонажа. По законам мифа и сказки, жизнь возвращается на круги своя, и Алеша выходит из беспамятства, в котором его застают проснувшиеся «на другой день поутру дети». Смешение в произведении реального с чудесным не влечет за собой возможности поставить под сомнение ценности идеального ряда. Писатель отстаивает безусловную значимость скромности, благородства, самоотверженности, верности дружбе, ибо только душевная чистота открывает доступ в мир сказки, в мир идеала. Неслучайно европейских и русских романтиков детское целомудрие побуждало считать детство «потерянным раем». Категорический императив волшебной фольклорной сказки и этиологизм мифа победу добра проповедуют с тем же максимализмом

    У меня вот ощущения "доброго чуда" не осталось после прочтения...


    P. S. Статью О. И Тимановой"Мифопоэтические контексты "волшебной повести" Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" можно почитать здесь

    3
    192