Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним5 апреля 2024 г.05.04.2024
Не этого я ждала от книги, написанной по живым следам. Больше похоже на современную стилизацию по мотивам. Возможно, это влияние того факта, что книга восстановлена. Но такова ли она, как писалась первоначально? Не цензура ли цензуры отцензурила цензурируемую цензуру? Не могу перестать думать о подобных вещах при чтении "остро политической" литературы. Ведь это, как библия, коллективное творчество тех, которые решали что можно оставить, а что нет. Что дискредитирует армию, власть и общество, а что красит образ вождя.
Впрочем, не смотря на восторженные рецензии, мне не удалось увидеть произведение на злобу дня. Персонажи чётко поделены на чёрных и белых. Психологическая база практически отсутствует, каждому из героев "сопротивленцев" было достаточно одного разговора чтобы вдруг задуматься "где мы были восемь лет". Сюжет не оставляет шанса проникнуться к героям. Как и увидеть будущее моей страны.
Начнём, наверное, с театрального "не верю". И тут разговор не только о том, что литературный талант автора не позволил нам увидеть качественных ярких персонажей. Это больше про то, что история хоть и имеет реальную базу, но производит впечатление халтуры. Шесть сотен страниц меньше чем за месяц написанные наркоманом, алкоголиком, растратчиком вышли очень нудными. Автор сам не верит тому, что написал и не оставляет этой веры читателю.
Книга похожа на антисоцреализм, где каждый персонаж либо садист и убийца, либо глуповатый трус. Ну не могу я понять чего добивался Отто своими открытками. Даже если натягивать сову на глобус и проводить параллели с нынешними реалиями. Каждый видит что происходит вокруг, как врёт пропаганда, как переписывается история, как создаётся иллюзия богоизбранности и "вокруг одни враги". Открытки в подъездах никому не откроют глаза. Они лишь создадут у автора мифический образ себя великомученика за правду. Свою правду. Ну и, естественно, муки у прочитавших. О не от разоблачения, а от того, что каждая такая бумажка ставит под угрозу его жизнь, его близких. Человека, который не желает чтобы ему открывали глаза на то, что он и сам видит. Подобно толпе уехавших и из-за бугра советующих как бороться с режимом открытки с ШОК-КОНТЕНТОМ нужны только тому, кто их создаёт. И автор через все свои нудные шесть сотен страниц несёт именно это. Любое причинение счастья, будь то с таким трудом переданная капсула с ядом или защита близкого от смерти путем откровенной лжи о которой никто не просил, не будет оценено. Нельзя заставить человека думать. Нельзя сделать себя героем чтобы не чувствовать чувства вины.
Я выбираю жизнь. Свою и своей семьи. Для того чтобы спустя год или пять я смогла увидеть другой мир. Я выбираю говорить, но не ждать что мои слова кто-то будет с восторгом ждать и считать миссией. Я выбираю свое личное камерное счастье, потому что каждая империя падёт, будут ли перемолоты мои кости или нет.14411