Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Nine stories

J. D. Salinger

  • Аватар пользователя
    Аноним1 октября 2014 г.

    Не смотря на то, что пишу рецензии редко, "Девять рассказов" Сэлинджера я не смогла просто прочитать и молча поставить свои звездочки (их, надо сказать, оказалось 4, а не 5).
    В целом впечатление - необычно, интересно, но "рвано" - один рассказ заставлял пищать от восторга, другой - не цеплял, и так далее. Конечно, я просто уверена, что не все поняла, и возможно перечитав "Девять рассказов" через годы, я буду совершенно другого мнения о книге.

    Итак, рассказ первый. "Хорошо ловится рыбка-бананка".

    Этот рассказ покорил мое сердце раз и навсегда! Сэлинджер просто великолепно "рисует" детей - они получаются у него живые, не маленькие взрослые, не малыши-глупыши, а просто обычные дети - которых вокруг целая куча. Рассказ я перечитывала несколько раз и даже нашла короткометражку-экранизацию российского производства, черно-белую - отражено прекрасно и максимально близко к тексту.

    Рассказ второй. "Лапа-растяпа".
    Хотя согласно раскладке рассказов по поэтическим настроениям, этот рассказ воплощает смех и иронию, мне не было смешно. Скорее грустно - почти что пустая болтовня подруг, и маленькое детское одиночество. У меня никогда не было воображаемых друзей, но Рамону я хорошо понимала и мне было очень жаль ее. Хотелось вместо матери подойти и крепко обнять ее, а потом проводить с ней столько времени, сколько нужно, чтобы заменить ей воображаемых друзей.

    Рассказ третий. "Перед самой войной с эскимосами".
    Читала с улыбкой, так как в чем-то в Джинни узнавала себя саму в части вежливости и тактичности, что не всегда работает на благо самого человека. Согласно поэтическим настроениям, это рассказ-сострадание, но и тут я не совсем согласна. Да, Джинни относится к Селине и ее брату с известной долей сострадания, но не искреннего, а скорее высокомерного. Так что этот рассказ стал для меня ироническим.

    Рассказ четвертый. "Человек, который смеялся".

    Читала с интересом, представляла себе эту команду детей во главе с "Питер Пэном", его возлюбленную... Но на этой характеристике - "интересно" - все и закончилось. Более глубоких струн души рассказ не затронул. Это просто история неудавшейся любви, разыгравшаяся на глазах у ребенка. Наверное, я чего-то не поняла...

    Рассказ пятый. "В лодке"
    И снова - ребенок, такой живой благодаря мастерству Сэлинджера (и переводчиков также). Грустно, горько, одиноко. И хотя в отличие от Рамоны из "Лапы-растяпы", Лайонела есть кому утешить и приголубить, такое болючее детское одиночество и страхи никуда не исчезли. Страхи... дети понимают все-все, что происходит в доме, но если им чего-то не рассказывают - из лучших побуждений, в силу их возраста! - дети все равно чувствуют себя обманутыми, и долго-долго не могут понять и принять, что даже если папа "июда", его все равно можно и нужно любить так же сильно, как и всегда. И не чувствовать за это вину ни перед кем.

    Рассказ шестой. "Дорогой Эсме с любовью - и мерзопакостью".
    Дети!! Я начинаю обожать детей, описанных Сэлинджером. Та часть, где "любовь" - читается прекрасно, и эта "взрослая" Эсме, и ее милый смешной братик... Читать легко, приятно и увлекательно. Конечно, когда дошло до "мерзопакости", умиления поубавилось. Последняя часть напомнила "Возвращение" Ремарка - такая же прописанная до деталей откровенная правда. Но правда не убавляет художественной ценности, и рассказ все равно остался прекрасным произведением.

    Рассказ седьмой. "И эти губы, и глаза зеленые..."
    Интригующий, в какой-то мере порочный, психологически-тонкий рассказ. И кажется, уже понятно, кто есть кто и чем дело кончится, но тут финал... Оставляет чувство легкого недоумения и улыбку, как после чтения увлекательного детектива, где имя убийцы так и осталось не выясненным. Замечательный рассказ.

    Рассказ восьмой. "Голубой период де Домье-Смита".
    Честно скажу, не слишком понравится рассказ, поскольку не слишком понравился главный герой. Не вызвали симпатию и ответные эмоции ни один из героев, кроме пожалуй одной лишь сестры Ирмы. Описывать серый и никчемный характер "де Домье-Смита" нет никакого желания. Это, между прочим, не камень в огород Сэлинджера - напротив, нужно быть мастером владения всеми красками палитры, чтобы отобразить идеальный-серый.

    Рассказ девятый. "Тедди".
    Нравится развитие по спирали - когда о каких-то деталях узнаешь не сразу, а постепенно. Сначала что-то не понимаешь, потом узнаешь что-то еще, что проясняет известную информацию, а потом картинка складывается целиком. Но... уже поздно. Вот так и здесь, история обычного мальчика, путешествующего с родителями и сестрой на круизном лайнере, обрастает подробностями, от которых волосы встают дыбом, а самолюбие недовольно ворчит, уязвленное мудростью маленького ребенка... Финал - потрясающий. Как будто бы до сих пор в ушах стоит детский крик... Сильный и глубокий рассказ.

    10
    45