Рецензия на книгу
Одинокий тролль
Дэвид Вебер
Аноним27 сентября 2014 г.У «Тролля Апокалипсиса» одно важное достоинство перед другими книгами Вебера (за исключением Дороги Ярости ) — это единственный сольный роман в авторской вселенной. Из этого следуют... любые выводы. К примеру, что его можно выбрать для знакомства со специфичным творчеством автора.
В произведении есть все, за что Дэвида любят или ненавидят. Танки, самолеты, ружья – и всё с любовным созерцанием блестящей полированной поверхности и восхищенными вздохами от взгляда на то, что у них внутри. Технотриллер? Нет. Изредка из-за толстых стволов описательских пальм проглядывает дух напряженной таинственности, но лишь, чтобы уступить под напором идеалистического боевичка в духе поздних 80-х. С ударением на "идеалистический". Придать композиции контраст, подготовить серьёзную идейную основу – у Вебера без этого никак.
Оттого часто скучно и вяло. Автор умудряется скомкать начало, – чтобы освободить место для рассказов о технике и научных теориях грядущего. О них поведает попаданка с далекой планеты альтернативного будущего полковник Леонова – старуха с телом вчерашней школьницы и характером круче Дюка Нюкема. Расскажет своему спасителю: лысеющему вояке, с которым они станут любовниками пять страниц спустя. Там где люди – реализм коту под хвост. Штампы и рояли.
Не за постельными страстями и трепетными чувствами берут в руки Вебера, верно. Но его упрощенный идеализм уходит далеко за пределы Станции Василиск (ой!). В «Тролле» он нежно укутан в полосатый флаг с пятью десятками звезд. Автор едва ли не треть книги – хорошо хоть с перерывами – патриотично дует на него изнутри. Чтоб тот картинно развевался на фоне безумия в духе «нашествия зомби».
Баюкая читателей собственными картинами Благословенной страны и мира, Вебер проповедует. О хорошем президенте, мире, всемирном правительстве, благородстве. И сильных женщинах. Его любимые темы. Благовествует как романтик, которого некому слушать. Оттого такой полет социальной фантазии.
С опозданием одумавшись, он дал читателю право отдохнуть, подсунув добротную бойню, апогей которой резко упирается в счастливый финал. Его здесь не могло не быть.
Там где дело касается войны – не важно, космической или наземной – Вебер расцветает. С цифрами, тактическими приемами, где нужно обобщая, он придает действию размах, цельность и динамизм. Пусть политические этюды до смешного убоги, а сражения не так масштабны, но основательность и убежденность Дэвида в своих мыслях подкупают, а порой, как в этом случае, вытягивают его произведения, пусть и субъективно, до уровня почти знаковых произведений. Но пропасть заключенная в этом «почти» очень широка.
17255