Рецензия на книгу
The Sleeper and the Spindle
Neil Gaiman
Аноним27 сентября 2014 г.Феминистские убеждения Нил Гейман высказывает и в Твиттере открытым текстом, и в своих произведениях, где женским персонажам достаются сильные роли. Непобедимый Охотник оказывается Охотницей («Neverwhere»), бабушка Хэмпсток что угодно может сделать «в два раза быстрее и в пять раз лучше, чем любой мужчина» («The Ocean at the End of the Lane»), и даже Смерть, вразрез с английской традицией, у Геймана женского рода («The Sandman», «The Graveyard Book»). Если у героини нет каких-нибудь волшебных способностей, её умение быть счастливой с тем, что есть, обескураживает даже могучего джинна («Calendar of Tales: October»); или же ей даётся шанс высвободить истинную свою натуру, о которой в обычной жизни она не подозревала («The Facts in the Case of the Departure of Miss Finch»). Это отнюдь не означает, что все женские персонажи у Геймана положительные, но чаще всего злую ведьму побеждает не рыцарь в сияющих доспехах, а другая ведьма. Переписывая сказочные сюжеты, Гейман мужчин уводит на второй план, в то время как женщины, прослывшие в оригинальной версии злодейками, спасают королевства, вооружившись мечом и тайным знанием. С другой стороны, безвольная жертва вполне может обернуться «её темнейшеством», а благородная миссия – быть искажённой, оболганной, или же сама спасительница отвергнет славу, почести и обожание народа вместе с навязанной социальной ролью, «неизбежной дорогой к смерти, где сердце бьётся, отсчитывая шаги».
На самом деле, «Спящая красавица» – одна из двух моих любимых сказок. Говорят, она вредна для девочкиной психологии – внушает пассивность и несбыточные мечты. (Забавно, что другая из упомянутой пары, наоборот, считается самой адекватной и полезной.) Конечно, в идеологически современной версии красавицу разбудит не прекрасный принц, которого что в сказке, что в жизни сто лет прождёшь – «конь сдох, иду пешком, задерживаюсь». Вот только у Геймана феминизм не такой однозначный, чтобы антагонистка вдруг воспылала материнскими чувствами и совсем размылись отличия между добром и злом. «Такие, как ты, всегда хотят одного и того же: молодости и красоты. Свои собственные вы растратили давным-давно, и теперь изощряетесь в попытках вновь завладеть ими. И ещё вам всегда нужна власть».
If you ask me, по «Принцессе и прялке» вышел бы фильм гораздо интереснее «Малефисенты». Во-первых, вместо хотя и отлично нарисованного, но несколько однообразного и наивного волшебного леса, геймановская сказка на новый лад разворачивается в полдюжине разных зрелищных локаций: тут и пещеры, и заросли смертельных розовых кустов, и город «лунатиков», и замок, где одна-единственная неспящая старушка смахивает пыль и паутину с кормящей матери с младенцем (пауки почему-то тоже не спят). Во-вторых, Гейман сделал не только ремейк, но и кроссовер, примешав к «Спящей красавице» «Белоснежку». Финал вроде бы счастливый – заклятье развеяно, колдунья сгинула – да не совсем: обе страны остались без королев, и королей тоже не предвидится. Зато героини обрели то, в чём нуждались: одна – свободу, другая – покой, который, должно быть, никто уже не нарушит.24103