Рецензия на книгу
Бремя страстей
Сомерсет Моэм
vetathebooksurfer20 марта 2024 г.Один свободный философ дарит главному герою персидский ковер, мол, разгадай, что символизирует мой подарок. Эта история сама по себе как полотно: и нестандартная, и похожая одновременно на «Мельницу на Флоссе», «Американскую трагедию» и «Подростка».
Повествование крутится вокруг Филиппа, сироты с небольшой хромотой. Роман очень длинный, но прям сюжет-сюжет начинается приблизительно со второй половины книги. Первую же половину описывается детство героя, да и то очень широкими мазками - одна маленькая глава на один эпизод.
Каждую главу мы начинаем с горячей убежденности в чем-нибудь одном, в середине взгляды кардинально меняются, только чтобы к концу главы придти к убежденности в совершенно обратном. То Филипп совершенно очарован каким-нибудь уличным философом, то на следующей же странице «этот художник явно не мог создать для себя ничего, кроме прозябания».
В аннотации говорится только про одну пассию Филиппа, экранизация 1964-ого показывает максимум трех барышень. Однако весь роман написан приемом «А что было бы, если бы»: Филипп только распланировал/смирился/захотел - бац! Уже и не надо. Думаю, это и есть основной мотив романа, а не «роковая женщина портит милого мальчика».
Филипп вечно хочет доказать, что он не верблюд, мечется из Лондона в Париж в погоне за какой-то мечтой. Однако и рационального в нем немало, он в состоянии вовремя разочароваться в человеке или в образе жизни. Но опять-таки не всегда, подчас Филипп становится откровенно жестоким. Как-то в массовой культуре сложилось мнение, что одна из его пассий - Милдред - очень плохой человек. Но, боюсь, в данной ситуации коса нашла на камень - разве нормально позволять собой пользоваться, когда девушка сбежала от тебя уже два раза? Их отношения в какой-то момент превращаются во взаимовыгодный садомазохизм. Конечно, мне совершенно не понятно поведение Милдред, когда она совсем опустилась - тебя от проституции спасли, от верной смерти, чего тебе еще надо?
Возможно, метаниями главного героя Моэм хотел показать, что в жизни вообще не бывает ничего черного и белого? В принципе, вариант не далек от истины, но пока доберешься до сути дела, тебя буквально заколебает «арка становления персонажа». Понятно, что без нее никуда, понятно, что она и так широкими мазками писана. В целом, роман интересный, но вещь в себе, как говорится. Если любите наблюдать за метаниями, когда человек вот уже все решил, все придумал, принял, а тут раз - уже и не надо! - то вам сюда.
6390