Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Защита Лужина

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    lynn29 октября 2009 г.

    Почему-то долгое время считала, что этот роман Набокова о том самом достоевском подлеце-Лужине из "Преступления и наказания"; и что Набоков заводит какую-то интересную игру с моралью и этикой, позволяя этому герою сказать речь в свою защиту перед лицом поколений читателей. Не знаю даже, почему у меня было такое представление.
    Набоковский Лужин никак не похож на Лужина Достоевского. Трудно даже поверить, что это два представителя одного вида. Если второй полным отсуствием какой-либо нравственности и высоким уровнем эгоцентризма идеально приспособлен для жестоких реалий жизни, то первый наоборот, кажется, не приспособлен ни к каким реалиям вообще.
    Лужин Набокова рожден в этот мир по какой-то нелепой случайности. Как животное-альбинос, выделяясь своей белоснежной шкурой, почти не имеет шансов выжить в дикой природе, так и Лужин с его тотальным неумением интегрироваться в человеческое общество и его жизненную рутину должен был бы, по идее, быть забитым еще в школьный период однокашниками. Но, оградясь угрюмостью и молчанием, он этот период пережил, а дальше в этом непонятном ребенке проявилось то, что должно было компенсировать всю его неприспособленность - проблеск таланта, позже - гениальности.
    С этого момента пустая и непонятная жизнь для Лужина перешла в совершенно новое измерение - измерение шахматных комбинаций, безграничных возможностей и коварных задач; в этой единственной для него реальности он был творец и бог, плетущий изящные и совершенные шахматные мелодии.
    Зачем пришел в мир этот странный человек со своим необычным талантом и "альбиносной" душой? Мало кто мог оценить шахматный талант, как таковой и, наверное, никто - шахматную гениальность Лужина. Он был художником среди слепцов и музыкантом среди глухих. Его показывали, как занятную зверушку и только один человек попытался докопаться до его души, брошеной и забытой всеми, в том числе и им самим - человек, в определенном роде, тоже уникальный своей способностью к состраданию.
    Мне кажется, как бы ни был счастлив Лужин в своем шахматном мире, а все же жажда настоящей человеческой жизни в нем была не меньше, чем в любом из нас. Не зря ведь простая и милая жизнь с женой притягивала его, а шахматные формы и построения отпугивали и в результате приняли форму паранои.
    История Лужина - это история противостояния человека и окружающего мира, личности и общества. Но еще больше, мне кажется, это история борьбы с самим собой, с той чревоточиной, которая дается от природы каждому человеку, и которую, вероятно, невозможно победить или обойти.
    Последняя попытка Лужина переиграть судьбу и самое себя больше похожа на акт отчаяния, чем на расчетливый ход и, мне кажется, не приводит к победе, а лишь к вынужденной ничье. Маэстро спешно и не очень изящно покидает поле боя, оставляя на доске беззащитного короля.

    8
    32