Рецензия на книгу
Джейн Эйр
Шарлотта Бронте
Аноним22 сентября 2014 г.От этой книги пахнет елью и мандаринами. Типично рождественская история, хоть события и не завязаны вокруг этого праздника. Как порождение 19 столетия, выполнена в готическом мрачном стиле, но влияние романтизма и сентиментализма позволяют уже обьяснять приведения и прочие неожиданности разумно, а также уделять больше внимания психологическому портрету героев. Но описания не дают читателю окончательно освободиться от ощущения, что наличествует продолжение традиций, к примеру такого произведения, как Льюис ''Монах''
Реалистические образы обрамлены в сказочную витиеватую рамку, от чего вся атмосфера книги проникается ощущением ирреальности происходящего, воздушности и некоторой гиперболизации.
Отдельно о гиперболах.
Все образы произведения чересчур отретушированы, между добром и злом четкая граница, горящая огнём и несколько застилающая дымом лицо персонажей. Попытка изобразить девушку с превалирующим началом Добра, но указанием на некоторые недостатки, дабы таким образом сблизить героиню с реальными людьми, оказалась не совсем удачной, так как зависимость автора от романтизма создала образ сильной личности с утрированными качествами. Эта перенасыщенность тем более чувствуется в образе Рочестера. Потому книгу стоит читать, не как я, в 18 лет, а лет в 12, когда преувеличение играет вспомагательную функцию для ребёнка, дабы он мог уяснить себе саму суть противоборствующих начал и без колебаний встать на определённую сторону. Противоречивость натуры человека тут не рассматривается, вернее намёк есть, но борьба быстро угасает в душах и путь к добру просматривается на несколько миль вперёд, он менее извилист, нежели есть на самом деле.
Джен Эйр - несколько отредактированная сказочная принцесса, этакая Белоснежка, которой не повезло с внешностью, но стократ создалось сердцем и душевными качествами. ''Была она скромна, тиха, ждала , конечно, жениха, но как-то так не спустилась и под венец не торопилась'' Ей не ведомы сомнения, ибо поступает наша Джен только по велению сердца, хоть и указывается нам на торжество разума над ее существом. По мне, это не совсем так. Просто ей присуща внутренняя чистота, отчего не липнет грязь, нет места и причастности, что я считаю, более природное чувство и идёт даже не от сердца, а является торжеством всей плоти.
Но повторюсь, ее образ слишком чётко вырисован, хочется больше неуверенных линий и даже смазанности.
Мистер Рочестер - фигура невероятно привлекательная, также является сильной личностью, но он импонирует мне больше своей загадочностью, видимо, также потому, что прошёл через большие мучения. Что говорится, огонь, воду и медные трубы. Чуял он и тлетворный запах гиенны огненной. Человек сильных страстей и больших пороков. Чем-то он напоминает мне ''Степного волка'' Гессе . Вообще персонаж выполнен в гессовском стиле, либо манере Поэта.
Интересных образов в книге достаточно, но хочется отметить двоюродного брата Джен Сент-Джона. Во-первых, подозреваю, что его имя по замыслу Шарлотты Бронте служило антитезой к его тезке и названному братцу Джен, который был воплощением прочности, глупости и самовлюбленности, за что, собственно, поплатился жизнью. Приставка ''сент'' указывает нам на святость. И действительно Сент-Джон был священником-миссионером. Казалось, прекрасно, носитель множества добродетелей, доблестный, умный юноша, но выходит, что веровать самому и нести свою веру в массы даже не только проповедью, полной ораторского мастерства, но и более значительными деяниями, недостаточно. Он остался личностью замкнутой на себе, под самодостаточностью скрывалась трагедия человека, пытающегося быть сразу со всеми, но не умеющего быть с собой. Дабы развиваться, необходимо все подвергать сомнению и уметь слышать другого. Чрезмерная уверенность, фанатичное следование идеалам низвергнет в бездну, тем более тогда, когда перестаешь считаться с мнением других, начинаешь использовать окружающих лишь как орудие для достижения цели.
Действительно, роман учит многому и в определённом возрасте, а именно подростковом, должен быть прочитан каждым, как некая ступень в познании классики и становления личности. Удивлена, что его нет в школьной программе.
Чрезвычайно советую!2061