Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер ветров и закатов

Макс Фрай

  • Аватар пользователя
    Аноним22 сентября 2014 г.
    • Ну, видишь ли, мы, люди, довольно привязчивы, - серьёзно ответил Джуффин. - И когда нам нравится какое-то место, мы стараемся возвращаться туда почаще, желая убедиться, что оно никуда не исчезло.

      Давеча, беседуя с коллегой по ролевой о книгах о мире Ехо, мы сошлись во мнении, что в трагизм в них хоть и присутствует, но всегда оказывается сглажен, замаскирован легким отношением к жизни. Размышляя ранее о чем-то подобном, я пришла к выводу, что делается это не всегда намеренно. Автор эскапируется из повседневности не просто в иной мир, созданный собственным воображением, он творит реальность без ненавистных ему элементов сознательно. Мне кажется, есть еще и подсознательный бунт, неудовлетворенность, какая иногда бывает у подростков, мучительно пытающихся найти свое место в большом мире.


    Я это все к чему. В "Мастере..." добрый и светлый мир Ехо обретает иное звучание. Общий тон книги тяжелее, он во многом выстрадан - и главным героем, и самим автором. Здесь больше о наболевшем: меньше шуток, больше внутреннего трагизма ситуаций.
    Вообще писать о любимом авторе тяжело: с одной стороны, ты свыкся с ним как со старым другом, просишь совета, помощи, открываешь книгу чтобы и забыться, и получить руководство к жизни, той самой, что мы выдумываем себе сами в этой реальности; с другой - все годы знакомства ты анализируешь по возможности бесстрастно, отбросив все эмоции, личность автора, сотворившего любимый тобой мир, находя его болезненные темы, мучительно сублимированные в творчестве. Что-то нравится, что-то нет. Что-то кажется близким и понятным, а что-то - абсолютно чужим (у тебя таких реакций не возникает). Но все мы пишем о собственных демонах, как не крути. Своего рода утопия - выдумать новый мир, такой, как Ехо.

    Это все, кстати, было только вступление.


    ...оказывается, увидеть во сне объективно существующую реальность гораздо проще, чем вымысел.

    Центральная тема "Мастера..." (и всего нового цикла) - сны (это и так ясно как белый день, ага). Автор наконец уделила одной из любимых тем огромный кусок творчества - и это не может не радовать. Тема, конечно, не просто важная, а основополагающая: именно во сне Макс видит Ехо впервые. Дальнейшее можно трактовать как угодно: каноничная версия склоняется к тому, что мир реален, а Макс просто путешествует между мирами, перебираясь туда на ПМЖ. Можно ли сказать, что мир стал реален потому, что приснился Максу? А почему бы и нет. Но в новой книге на это счет все сказано довольно четко (см.цитату). Это принципиально новый поворот: теперь мир Ехо может приснится любому, его двери открыты после того, как Нумминорих вывернул наизнанку шапку Датчуха Вахурмаха. Понятное дело, что в мир хлынули сновидцы всех сортов, и многим он пришелся по душе. Настолько же, как и Максу в своем время. Жить во плоти они там не могут, но отчего бы не насладиться им хотя бы во сне? Пожить полноценной жизнью в виде наваждений - какая-никакая, а все же альтернатива скучной обыденной жизни. Особенно если ты умирающий старик или решившая покончить с собой художница.


    Вот что делает с людьми настоящее искусство: лишает уверенности, выбивает из-под ног твердую почву и дает потрясающий шанс ощутить себя новорожденным, который не знает пока ни единого правила бытия. И поэтому оно так важно. И вовсе не потому, что красиво

    Отдельная и новая (в таком объеме) тема - искусство и самореализация. Потрясающе, насколько глубоко автор проник в тему, насколько она его волнует. В какой-то мере это было для меня открытием, хотя похожие нотки встречались и раньше (любовь к стихам сэра Шурфа, гениальный поэт Андэ Пу). "Мастер..." же изобилует яркими красками и удивительными строчками потрясающих стихов, которые даже меня, весьма скептично к ним относящуюся, впечатлили до глубины души. Без сладкого тянущего ощущения в сердце читать их попросту невозможно.
    История художницы Анны - вопль о невозможности реализовать себя из-за отсутствия выразительной техники, для этого пригодной.


    Я с детства знала, для чего нужно искусство. И каким должен быть художник. И зачем вообще это все. Чтобы менять всякую человеческую жизнь, а через сумму таких изменившихся жизней - весь мир. Изменять - и даже не потому что такова моя воля. А потому что такова воля мира. Он всегда хочет меняться и зовет на помощь всех, кто окажется рядом. А настоящий художник просто стоит ближе всех, вот в чем секрет

    Для нее Макс сделает то, что сделал для него самого Джуффин. Кто из почитателей Фрая не думал о том, что рано или поздно должно произойти нечто в таком роде?

    Есть в книге одна несуразность, как на мой вкус.
    Общий тон приобрел некоторую серьезность, и теперь в такой подаче прежний юмор кажется... недостаточным? избыточным? Трудно так сразу определить. Он остался прежним, и это отчасти то, за что мы все любим Фрая.
    Теперь общую канву вплетено еще больше мелких историй, рассуждений обо всем на свете, прекрасных метафор. На этим всем иногда теряется основной сюжет, но вместе с тем книга приобрела большую глубину. Вроде бы, в сюжетных поворотах ничего лишнего, все вполне стройно складывается и объясняется, и все же - некоторое ощущение лишней суеты не оставляет.
    Кроме того, есть еще и некоторая предсказуемость сюжета. Но ковыряясь столько лет в книгах серии - наверное, это вовсе не странно, по крайней мере, для меня.

    Самый большой плюс всей этой истории - то, что истории о Ехо - увидительном, неожиданно обновленном мире - снова ждут нас.

    ЗЫ. А это просто мое любимое.


    Женщины, по моим наблюдениям, вообще склонны к крайностям. Пока они молоды и глупы, готовы довольствоваться такой малостью, как любовь. То есть тема, что обычно называется "любовью", а на самом деле просто неосознанное стремление к полной безопасности, которая, конечно, невозможна, зато кажется легкодостижимой в чужих объятиях, согласно формуле: "я нужна, значит, сегодня я не умру". Ради этой иллюзии бедняжки и сами в лепешку расшибутся, и всех, кто подвернется под горячую руку, расшибут. Зато если девочке удается немного повзрослеть, поумнеть и примириться со своей смертью, тогда уж подавай ей весь Мир сразу, на меньшее не согласится. Поэтому, кстати, девочек гораздо легче учить магии. Как только поймет, что магия это и есть весь Мир, - все, ты ее не остановишь. Ни на что не станет отвлекаться. Только и хлопот - следить, чтобы не чокнулась больше, чем это полезно для дела. Безумие - обычная плата за чрезмерную целеустремленность и незнание меры, но с этим вполне можно справиться.
    33
    132