Рецензия на книгу
Scales of Justice
Ngaio Marsh
Аноним17 марта 2024 г.Ихтиологический детектив
Действие очередного романа Найо Марш, написанного в 1955 году, происходит в английской глубинке, в том месте, где вдоль изобилующей форелями реки по соседству размещались четыре усадьбы. Судьбы их жителей переплелись между собой задолго до того, как они здесь обосновались: одних объединяла дипломатическая служба в посольстве некой восточноевропейской страны, других – пребывание в Сингапуре (в результате которого образовался пресловутый любовный треугольник)...
И вот в этом тихом уголке внезапно произошло убийство: один из местных жителей – полковник Картаретт был обнаружен на берегу реки с размозжённым виском, а рядом с ним лежала гигантская форель. За последней долго охотились окрестные рыболовы, и, между прочим, оказалось, что незадолго до смерти покойный не на шутку рассорился со своим соседом – из-за того, что тот выловил данную рыбину не на своём участке...
Казалось бы, мотив налицо, однако постепенно (и чем дальше, тем больше) стала проявляться история с некими находившимися у убитого мемуарами, публикация которых грозила кое-для кого весьма неприятными последствиями. Тем не менее, «ихтиологический» аспект данного дела сохранял свою актуальность до конца; достаточно сказать, что возглавлявшему расследование инспектору Скотленд-Ярда Родерику Аллейну пришлось обращаться к наиболее авторитетным по этой части лондонским специалистам...
Рецензируемое произведение можно охарактеризовать как атмосферное, ироничное, содержащее яркое описание одного из уголков «старой доброй Англии» и населяющих его весьма колоритных персонажей. Кроме того, определённо впечатляет то, с какой быстротой здесь один главный подозреваемый сменяет другого. И в то же время, с детективной точки зрения роман выглядит откровенно скучноватым: лица, ведущие расследование, буквально толкутся на одном месте, и львиную долю от объёма книги занимают допросы причастных лиц. При этом и гигантская форель, и содержащая компромат глава рукописи (являвшиеся, по сути, ключевыми пунктами повествования) в итоге неизвестно куда делись, словно растворились в воздухе: в какой-то момент автор просто перестала о них упоминать – и всё. В довершение ко всему, «лучшему детективу Скотленд-Ярда» уже далеко не в первый раз не удалось собрать в отношении убийцы неоспоримые улики, что сделало результат предстоящего судебного разбирательства весьма неопределённым.
Впрочем, может быть и так, что Н. Марш просто оказалась «не моим» автором, что иногда происходит (в том числе относительно общепризнанных классиков), и это остаётся лишь воспринять, как некую данность...23554