Рецензия на книгу
Улав, сын Аудуна из Хествикена
Сигрид Унсет
Аноним19 сентября 2014 г.Мое знакомство со взрослой скандинавской литературой началось сразу с огромного, монументального труда Сигрид Унсет. Замечательно, что к произведению было предисловие, из которого я поняла, что (1) Сигрид Унсет - великая норвежская писательница и Нобелевский лауреат, и стыд и срам тем, кто ее не знает, (2) произведение написано после подробного и длительного изучения истории Норвегии и ее эпоса, и, соответственно, (3) в произведении будет много исторических подробностей, мотивов средневекового эпоса и тому подобного. После такого предисловия мне даже было страшновато браться за книгу, потому что об истории Скандинавии мне известно очень и очень мало.
Да, безусловно, истории и символики в книге было много. Честно признаться, я спотыкалась в этих местах, перечитывала, пыталась понять, что к чему, что означают те или иные исторические реалии. Безусловно, автор проделала огромную работу, воссоздав во всех подробностях быт средневековой Норвегии: одежда жителей, убранство и устройство домов, отношения между прислугой и господами, между людьми одного ранга, устройство церкви, законодательство - все было охвачено в этой книге. Вот даже сейчас пишу и удивляюсь: сколько надо было материала перелопатить, чтобы написать такое "художественное"произведение! А какое замечательное исследование Средневековья оставила Унсет будущим поколениям!
Исторические подробности из жизни жителей Средневековья составляют огромный, но не единственный пласт книги. Автор не забыла про "десерт": на вкусненькое для читателя припасена история Улава и Ингун.
История Улава и Ингун - это настоящая трагедия. Трагедия людей Средневековья. Трагедия людей, которым не дают быть вместе. Все начинается с запретной любви, которая приводит к целой цепочке неудач и несчастий, к исковерканным судьбам, к измене, горю, смерти... Произведение производит очень тяжелое впечатление. Автор очень обыденно описывает страшные для современного человека вещи и от этого становится еще страшнее.
Главные герои - Улав и Ингун - меня по-человечески раздражали. Конечно, надо делать скидку на то, что они типичные люди Средневековья и мне их никогда не понять со своей колокольни. Однако, мне думается, что во многих своих несчастьях они повинны сами и, прежде всего, Улав, который из-за своей вспыльчивости разрушил хрупкий мостик к долгожданной цели. Улав же обвинял Ингун в неверности: она его семь лет ждала, причем последние года два безо всяких вестей от него. Улав, да и все остальные постоянно замечают, что Ингун "не шибко умна". А, по-моему, и сам Улав недалекого ума. После такого произведения внутри все закипает против всего мужского рода:)
А история об Ингун - это история о бедной угнетенной женщине, бесправной женщине Средневековья. Она один единственный раз сделала глупость, простительную в ее юном возрасте, и расплачивалась за нее всю свою жизнь. Ее было очень жалко. Вот она точно уж не могла ничего в этой ситуации поделать (кроме как повеситься, пожалуй), спасти ее должен был принц на белом коне, который, увы, запоздал на семь лет...
В детстве девочки всегда мечтают быть принцессами, ходить в длинных платьях и ждать принцев у окошка. Для меня история Улава и Ингун - это как раз вся горькая правда о принцессах и принцах, сказка, вывернутая наизнанку. После таких произведений современная эпоха мне нравится все больше и больше со всеми ее недостатками...
10290