Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним16 сентября 2014 г.Во время чтения романа я хотела только одного – чтобы он побыстрее закончился. Бросить эту книгу второй раз я просто не могла, хотя соблазн был велик. Отсутствие привычки в латиноамериканской литературе, видимо, дало о себе знать, так же как и пристрастие к реализму.
Кто сказал, что семейная сага должна быть большого объема? Всего 350 страниц и шесть поколений семьи с врожденной болезнью одиночества. Сначала я в упор не замечала того, что они действительно очень одиноки. В свое оправдание могу сказать, что меня очень отвлекали чудачества главы семьи, бродячие цыгане и призраки, избыток сексуальных связей с истинно латиноамериканской чувственностью, хлещущей из каждой строчки. Несколько шокированная, я в очередной раз собралась бросить роман, уже изрядно устав читать о выдающейся особенности Хосе Аркадио. Неужели о нем больше нечего сказать? Дочитав его историю, я убедилась: да, нечего. Бесконечно ярко описанные связи без всяких чувств кроме унылой похоти мне окончательно осточертели, но тут началась война, и... ничего принципиально не изменилось.
Читать эту книгу можно было как семейную хронику или как миф. Мифы такого объема меня не прельщают, и я выбрала семейную хронику. Это была моя ошибка, потому что я начала задавать вопросы вроде того, зачем выходить замуж за родственника, если не собираешься даже консумировать брак из боязни родить каких-то чудовищ? Для меня также была непонятна просто неискоренимая тяга к инцесту в той или иной степени. Еще одна проблема логического взгляда в том, что невозможно головой постичь, почему все они так страдали от одиночества? Ведь на самом деле это никакая не болезнь и меня не устраивают объяснения в духе "он родился с неспособностью любить".
Все в этой книге символично, но чтобы в полной мере постичь эту символику, нужно, наверное, перечитать критики в таком же объеме, что и сам роман. Я не настолько прониклась, чтобы этим заниматься, потому оставляю книгу без оценки. С первых страниц книга вызывала буквально физическое отвращение и ощущение того, что герои больше звери, чем люди. Но последние страницы исправили мое впечатление – великий дождь, опустевший Мокондо и любовь Амаранты Урсулы и очередного Аурелиано впечатлили меня на каком-то интуитивном уровне, когда уже не так важны причины и объяснения.
Самым большим плюсом для меня оказался авторский язык, сочный и уникально образный, хотя как правило, стиль мне безразличен, если только это не очевидный графоманский набор штампов в простейших предложениях. Хотя местами мне бы очень хотелось, чтобы Маркес не был так красноречив и детален.
1160